Во 
  имя Отца Сына и Святого Духа.
  
  В 
  это воскресенье и в наступающие дни все говорит нам о вере, как ее определяет 
  Апостол в 11-й главе Послания к евреям: вера - это уверенность в вещах 
  невидимых, внутренняя уверенность, твердая уверенность, которая позволяет жить 
  согласно с тем, на что надеешься и чего ожидаешь, и жить для того, что грядет.
  
  
  
  Родословная Христа говорит именно б этом. Бесчисленные имена, которые сейчас 
  читались, имена тех, которые даже и не вошли в летопись, это имена тех людей, 
  которые из тысячелетия в тысячелетие, из столетия в столетие ожидали прихода 
  Христа; ожидали в уверенности, что слово Божие, обещание Божие неложно, что 
  оно исполнится и придет время, когда с нами будет Бог, когда Бог Небесный, 
  Таинственный, Непостижимый, Невидимый вдруг, чудом, станет видимым, близким, 
  родным, своим, оставаясь одновременно тем, чем Он изначально был: Богом, 
  Которого нельзя никаким именем назвать, Которого даже познать нельзя иначе, 
  как поклоняясь Ему и открываясь Его Откровению.
  
  
  
  Вера - это уверенность в вещах невидимых. Мы это слово употребляем по 
  отношению к Богу, к вещам духовным; но оно относится также ко многому в 
  обычной жизни. Мы говорим о любви, мы говорим о красоте. Когда мы говорим, что 
  любим человека, мы тем самым говорим, что непостижимым, невыразимым образом в 
  нем прозрели нечто, чего другие в нем не видели. И когда мы, охваченные 
  восторгом, восклицаем: "Как это прекрасно!" - мы говорим о чем-то, что до нас 
  дошло, но чего мы не можем просто истолковать; мы только можем сказать: "Приди 
  и виждь", как апостолы говорили своим друзьям: приди, взгляни на Христа, и ты 
  узнаешь, что я в Нем увидел…
  
  
  И 
  вот, наша вера в вещи невидимые, с одной стороны, является личной нашей верой, 
  то есть тем, что мы сами познали, тем, как мы когда-то, хоть один раз в жизни, 
  прикоснулись края ризы Христовой - и почуяли Его Божественную силу; хоть раз 
  взглянули в Его очи - и увидели бесконечное Его милосердие, сострадание, 
  любовь. Это может случиться непосредственно, таинственным путем встречи живой 
  души с Живым Богом; но это бывает тоже посредством других людей. Мой духовный 
  отец мне раз сказал: никто не может отрешиться от земли и обратить весь свой 
  взор на небо, если в глазах хоть одного человека, на лице хоть одного человека 
  не увидит сияние вечной жизни…
  
  
  В 
  этом отношении мы все ответственны друг за друга, все ответственны за ту веру, 
  которую имеем или по которой тоскуем и которая нам может даться не только 
  чудом непосредственной встречи лицом к лицу с Богом, но и через посредство 
  человека.
  
  
  
  Вера, поэтому, складывается из многих элементов. С одной стороны, это наш 
  личный опыт: вот, я увидел в этих очах, на этом лице сияние вечности, Бог 
  просиял через этот лик… Но бывает: я как-то чую, что есть нечто - но не могу 
  это уловить! Я улавливаю только немногое - и тогда могу обратиться взором, 
  слухом, общением души к другим людям, которые тоже нечто познали, - и то 
  жалкое, может быть, но драгоценное, святое знание веры, которое мне было дано, 
  расширяется опытом, верой, то есть уверенностью, знанием других людей. И тогда 
  моя вера делается шире и шире, глубже и глубже, и тогда я могу провозглашать 
  истины, которыми обладаю не лично, но соборно, вместе с другими людьми. Так мы 
  провозглашаем Символ веры, который нам дан издревле опытом других людей, но 
  который мы постепенно познаем, приобщаясь этому опыту.
  
  
  И 
  наконец, есть другая вера, о которой говорит Евангелие от Иоанна: что Бога 
  никто не видел, кроме Единородного Его Сына, пришедшего в мир - спасти мир. 
  Есть истины веры, которые мы принимаем от Христа, потому что Он знает все 
  глубины Божественные и всю глубину человека, и может приобщить нас и к 
  человеческой глубине, и к Божественным глубинам.
  
  
  
  Слушая сегодняшний перечень имен, подумаем об этих людях. Некоторые из них 
  были святыми, людьми чистой жизни, людьми, через которых сияла вечность, в 
  которых сиял Бог. Но среди этих мужчин и женщин есть и грешники: как же они 
  вошли в эту родословную? Они вошли, потому что жили ожиданием Христа. Вся их 
  слабость, вся их немощь, вся их греховность не помешали им жить только этой 
  мечтой и этой уверенностью.
  
  
  
  Поэтому взирая на себя, когда будем думать о нашей греховности, мы должны 
  поставить вопрос: мешает ли она нам? Не препятствует ли она нам жить этим 
  ожиданием встречи, встречи с Живым Богом, ставшим живым человеком? И если наша 
  греховность стоит между Богом и нами, мы должны с ужасом от нее отвернуться, 
  оторваться, чего бы это нам ни стоило. Но если она нам "не мешает", мы должны 
  от нее оторваться, мы должны с ней бороться так же сурово, так же страстно, 
  как я только что сказал, зная, что наша тоска по Боге нам открывает путь веры.
  
  
  
  Будем, поэтому, идти этим путем, но будем помнить, что вера не заключается 
  только в том, чтобы верить в истину, а в том, чтобы быть верными этой истине, 
  верными той правде, той истине, той чистоте, той святости, которые нам явил 
  Господь и к которым Он нас призывает. Итак - уверенность в вещах невидимых, 
  верность этому Живому Богу жизнью и, если нужно, смертью, как святые это 
  показали, и в Ветхом Завете, и после Рождества Христова. Аминь!