| 
  
    
      
        
          
Митрополит Антоний СурожскийСРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ/ НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ
 (публикуется впервые)
 
 
  
  
    
      | Во 
  имя Отца и Сына и Святого Духа. 
   На 
  славянских языках слово "сретенье" имеет два значения: встреча и радость. И мы 
  празднуем сегодня день, когда Спаситель Христос, придя на землю безответным, 
  хрупким младенцем, был встречен ветхозаветной праведностью, ветхозаветной 
  святостью и зрением - как Господь, пришедший на землю, как Спаситель мира. 
   
  Встречей было чудо сотворения мира, когда Господь каждую тварь вызывал к 
  бытию, и каждая тварь из небытия подымалась в бытие, и первое, что случалось, 
  это была встреча с Живым Богом и со всеми другими, уже созданными тварями. 
  Встреча и радость; зрение Божественной славы и еще незапятнанной, совершенной 
  красоты мироздания. Потом эта красота померкла, это мироздание было 
  изуродовано, и в этот страшный мир Бог вошел плотью через Рождество Христово. 
  И снова, те твари, которые были способны чистотой сердца, или глубокой 
  мудростью, или подвижнической святостью узнать Его - Его узнали и поклонились 
  Ему в радости, что спасение пришло. Таковы были простые, чистосердечные 
  пастухи, которым ангелы возвестили Рождество Христово в рождественскую ночь, 
  мудрые волхвы, и теперь - Симеон и Анна, подвигом святости ставшие прозрачными 
  и зрячими. 
   И 
  все мы призваны к этой дивной встрече, и всем нам дано искать чистоту сердца, 
  глубокую мудрость, которая открывается нам в Священном Писании, и ту чистоту и 
  святость, которая дается только духовным подвигом. 
   
  Всем нам открыта встреча как радость; но не все в эту радость вступают. 
  Сегодня мы вспоминаем притчу Христову о мытаре и фарисее; фарисей делами был 
  праведен, он всё творил, что должен был творить праведный человек, жил так, 
  как человеку следовало жить. Но всё было в нем отемнено гордыней и 
  самодовольством, чувством, что он своей житейской праведностью получает 
  какие-то права перед Богом. Как сказано в Евангелии: фарисей вошел в церковь; 
  крепко стал на своем месте; оглянулся и, озираясь, осудил всех вокруг себя: 
  Благодарю Тебя, Господи, что я не такой, как другие люди, что я праведен перед 
  Тобой, что, конечно, я не такой, как этот мытарь!.. 
   А 
  мытарь, который жил скверно, был в презрении у людей, потерял уважение к 
  самому себе, не смел даже войти в храм, остановился у притолоки церковной, не 
  смел даже поднять глаз своих на небо, а только стоял, сознавая, что храм - 
  удел Божий, освященный, исполненный присутствием Живого Бога, и что туда ему 
  нельзя,и бил себя в грудь, и говорил:
  Господи! Будь милостив ко мне грешному... Он 
  знал, что прав у него нет, что пути перед ним нет; но он знал, что может 
  сделать сострадание, милость, любовь. Верно, он в своей жизни испытал, как его 
  каменное сердце иногда на минуту могло вздрогнуть жалостью; и тогда, как бы 
  наперекор земной правде, он поступал с милосердием и видел радость, и перед 
  ним открывалась надежда других людей. И теперь он сам стоял перед Богом с этой 
  надеждой, что невозможное будет. 
   
  Все мы призваны к встрече; все мы призваны, чтобы эта встреча была радостью - 
  только бы мы стали у притолоки церковной, только бы мы сознали, что прав на 
  Бога у нас нет, прав нет у нас на милосердие Божие или на жалость, на любовь 
  людей; что и Божия милость, и человеческая милость и любовь - это бесценный 
  дар, который нельзя заслужить, но который может быть дан и который надо 
  принять благоговейно, на коленях, с изумлением, с благодарностью... И тогда 
  невозможное делается возможным; мытарь вернулся к себе оправданным в большей 
  мере, нежели фарисей, чья праведность несравнима с сокрушенным сердцем 
  грешника. 
   
  Вот перед нами путь, вот наша надежда, вот наше призвание: пойдем же к Господу 
  с этой надеждой, с сердцем сокрушенным, смиренным, ожидающим ласки, прощения и 
  милости, но не в награду, а только как неоплатный дар. Аминь. |  
 |