Во 
  имя Отца и Сына и Святого Духа.
  
  
  
  Апостол Павел в одном из своих посланий говорит, что каждому человеку надлежит 
  умереть, и после смерти - суд. И сегодня мы вспоминаем день, который Церковь 
  посвящает Страшному Суду. Суд этот страшен не грозностью Бога-Судии; он 
  страшен не тем, что мы должны в течение нашей жизни исполнить закон, а тем, 
  что весь суд над нами, это суд о любви: сумел ли мы на земле любить, сумели ли 
  мы на земле быть человечными?.. Если мы сумели любить и быть достойными имени 
  человека, тогда, как говорит апостол Иоанн, мы прейдем от смерти в жизнь и суд 
  нас минет. Но каждый из нас должен испытывать свою совесть и свою душу: как он 
  живет, как он прожил дни своей жизни, многие ли они или малочисленные... 
  Сумели ли мы в эти дни, в эти годы воплотить тайну любви? И в любви так 
  страшно то, что никто не может сказать: я долюбил любимых, я сделал всё, что 
  нужно было, мое сердце было до самых глубин открыто и отдано…
  
  
  В 
  сегодняшнем Евангелии нам говорится, что эта любовь может проявляться так 
  просто: посетил ли я больного, не постыдился ли я заключенного в тюрьме, 
  пожалел ли я по-человечески того, кому нужна была моя жалость? Если я сумел с 
  такой простотой и такой человеческой естественностью любить, тогда я встану с 
  отрытым лицом перед Господом; но если я на земле и человеком не сумел быть - 
  как же мне войти в Царство Божие?
  
  
  И 
  вот почему Отцы Церкви нам постоянно говорят: имейте память смертную, - не в 
  том смысле, что мы должны жить как бы под тучей, под страхом, что вот-вот нас 
  или кого-либо настигает смерть - и что будет тогда? - А помнить, что каждое 
  мгновение нашем жизни, каждый миг жизни другого человека может быть последним, 
  что слово, которое я сейчас говорю, должно быть чисто и истинно, должно быть 
  духом и силой, что то, что я сейчас совершаю, должно быть выражением всей 
  глубины правды и любви, которая во мне есть.
  
  
  
  Когда человек живет несколько лет с умирающим, так ясно делается, что каждое 
  слово, каждое самое обыкновенное действие может и должно стать выражением всей 
  глубины, всей красоты и правды, которые есть между двумя людьми; тогда нет 
  вещей значительных и незначительных; самое простое слово может быть словом 
  жизни - и может быть убийственным, холодным словом. И то, как мы принесем 
  человеку его еду, и как мы поправим больному подушку, и как мы прикоснемся его 
  телу, и какими глазами на него глядим, и как звучит наш голос - всё это имеет 
  окончательное и, порой, последнее значение; и это так страшно, и это так 
  дивно.
  
  
  Но 
  когда умрет человек, у каждого в душе ужас: сколько я пропустил случаев 
  проявить любовь, сколько слов не сказанных или сказанных не так; сколько 
  поступков могло бы быть не совершено, и сколько могло бы быть сделано! И тогда 
  мы с болью в сердце думаем: а теперь поздно!.. И
  
  это ложь, это неправда! Поздно не бывает никогда; никогда, потому что Бог не 
  есть Бог мертвых, но Бог живых, потому что все, и усопшие, и на земле живущие, 
  живы для Него, потому что любовь никогда не бывает в прошлом, никогда нельзя 
  сказать "мы друг друга любили, а только "мы любим друг друга вечной, заветной 
  любовью". И если это так - о, тогда действительно, как говорится в пасхальной 
  службе: пожерта смерть победою; унесена, как мощным потоком, победой любви, 
  победой Воскресения Христова всякая смерть, всякая разлука; нет прошлого 
  времени, а есть только ныне и во веки веков - даже не будущее, а вечное перед 
  нами. И это так дивно, и такая в этом лежит надежда.
  
  
  Но 
  опять бывает, что на душе так тяжело; просишь Бога простить то, что не сделано 
  было, или то, что сделано или сказано было наперекор любви - а как-то не 
  успокаивается душа. Помнится мне человек, который во время гражданской войны 
  нечаянно, в бою, застрелил дорогого ему друга. Он молился, исповедовался, 
  каялся, предавался отчаянию и надежде, в все-таки не находил покоя. И после 
  пятидесяти лет мы с ним встретились, и он мне рассказал об этом, и я сказал 
  ему то, во что я глубоко верю: что Бог может тогда простить, когда два 
  человека примирились, но не без того, чтобы совершилось это примирение. И он 
  мне с ужасом сказал: "Но как же быть, этот человек умер!" - "Стань на молитву, 
  помолись Господу, а потом обратись к другу, которого ты застрелил, и скажи ему 
  всё, что у тебя на душе - и твой ужас перед нежеланной и нечаянной его 
  смертью, и твое отчаяние о непоправимости совершенного поступка, и твои 
  молитвы, которые, казалось бы, остались без ответа перед Богом - все ему 
  скажи, и скажи: ‘а теперь ты меня прости, и ты за меня помолись’ - и пошлет 
  тебе Господь мир и покой и прощение". Он так сделал, и это совершилось.
  
  
  
  Любовь не в прошлом, а в настоящем, и во веки веков. Поэтому будем жить этой 
  надеждой, но не будем ждать момента, когда вдруг охватит нас ужас о том - не 
  поздно ли? - а будем помнить час смертный; будем помнить, что в нашей власти 
  только теперешнее мгновение, что сейчас я могу сказать истинное, чистое, 
  доброе, одухотворенное слово или солгать против Бога и моего человеческого 
  достоинства, или смолчать по недостойному страху; будем помнить, что только 
  сейчас я могу совершить поступок, который может быть воплощением всей моей 
  любви, всего смысла моей жизни, всей глубины моих отношений с другим 
  человеком. Будем жить так, будто каждый из нас может вот теперь перейти в 
  вечность, и помнить, что мы стоим на грани, где каждое слово и действие могут 
  быть завершением, вечной славой нашего общения с человеком. Подумайте о том, 
  как прекрасен может стать мир через это и как глубоки отношения, и как свята 
  жизнь. Аминь.