| Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Углубляясь дальше и дальше в недели 
  Великого поста, мы можем со всё возрастающей благодарностью и радостью 
  сказать: Жива будет душа моя, и в благодарности я прославлю Тебя, Господи! В первую неделю Поста мы видели 
  исполнение всех ветхозаветных обещаний о спасении: Бог стал человеком, 
  спасение пришло,- возможно всё. А потом, на второй неделе, святые 
  всего мира торжествующе провозгласили нам, что Бог не только пришел и жил 
  среди нас, но и излил на нас, на Свою Церковь и в каждую человеческую душу, 
  готовую принять Его, преображающий дар и вселение Святого Духа, Который 
  постепенно всё глубже вводит нас в общение с Живым Богом, пока не придет, не 
  наступит день, когда мы станем причастниками Божественной природы... И сегодня, если мы спросим себя: но 
  как это возможно? как может быть, чтобы мы были прощены, как может зло 
  упраздниться?- если мы себя так спросим, 
  то, воззрев на Крест, мы еще одной ступенью углубимся в благодарность, 
  погрузимся в радость и в уверенность. Есть в Евангелии место о том, как 
  Христос говорил о спасении и о его условиях, и Петр спросил Его: Но тогда 
  ктоже может спастись? -
  и Христос ответил: То, что невозможно людям, Богу
  возможно…. Он пришел Сам; полнота Божества обитала в человеческой 
  личности, и Он имеет власть простить, потому что Он -
  жертва всего зла, всей жестокости, всей 
  разрушительности в человеческой истории: поистине, никто, кроме жертвы, 
  не может простить тем, кто в ее жизнь принес зло, боль, горе, разрушение, 
  смерть. И когда Христос говорит: Отче, прости им,
  они не знают, что делают! -
  Он прощает не только Своих собственных убийц, Он 
  идет гораздо дальше, потому что
  Он же 
  сказал: Что сделали единственному из самых меньших Моих братьев и сестер, вы 
  Мне сделали, не только доброго, но, поистине, и самого худшего. Потому что 
  состраданием, солидарностью Он отождествляется, делается единым с каждым 
  страдальцем, и смерть, боль, мука душевная каждого -
  Его 
  смерть, и боль, и мука. И поэтому, когда Он молится: Отче, прости! Они не 
  знают, что они делают, что они 
  сделали... - Он молится за каждого из нас 
  не только в Свое имя, но и во имя всех тех, которых в результате человеческого 
  греха посетило зло. Но прощает не только Христос: 
  каждый, кто пережил страдание, в душе ли, в теле или в духе, призван отпустить 
  на свободу тех, которые это страдание причинили. Ясно тогда, почему Христос 
  говорит: Прости,чтобы и тебе было 
  прощено: потому что жертва и виновный связаны в едином узле взаимной 
  солидарности и ответственности; только 
  жертва может сказать: Господи, прости ему, прости 
  ей! - и только тогда Господь может 
  ответить: Прощаю!.. Но понятно ли нам, какую это на нас 
  накладывает ответственность в отношениях со всеми и с каждым? А также какая 
  дивно-бездонная глубина надежды распахивается перед нами, когда мы взираем на 
  Крест и видим, что в солидарности со всем человечеством Христос, 
  поднимая на Свои плечи всё страдание земли, вольной волей соглашаясь на 
  невозможную смерть, сказал во имя всех страдальцев: Да-
  мы прощаем! Это-
  еще один шаг к свободе, еще один шаг к тому 
  моменту, когда перед нами предстанет Воскресение Христово, которое и нас
  охватывает целиком, потому что воскресший Христос 
  всем и каждому из нас открывает полноту вечной жизни. И вот снова и снова мы можем 
  сказать, что Пост- это весна новой жизни, 
  нового времени, обновления, и не только через покаяние, но и тем, что Христос 
  Сам берет нас, как пастух взял на Свои плечи заблудившуюся найденную овцу, как 
  Христос взял Свой Крест, принес его на место смерти и упразднил
  смерть, упразднил 
  зло прощением и отдачей Своей жизни. И вот еще и 
  еще раз нам предложен новый шаг в свободу и в новизну. Вступим же еще глубже в 
  эту тайну, в это чудо спасения, и возрадуемся о Господе, и, радуясь, шаг за 
  шагом, еще и еще, выразим свою благодарность новизной, обновлением своей 
  жизни. Аминь! |