| Митрополит Антоний СурожскийВОСКРЕСЕНЬЕ О САМАРЯНКЕ
 
 
  
  
    
      | 
  Когда Христос разговаривал с самарянкой, Его ученики дивились: как Он может 
  говорить с чужим человеком? Но Бог есть Бог всех: всех сотворил Господь, всех 
  объемлет Его любовь, ко всем пришел Христос, ради всех Он жил, ради всех Он 
  умирал, для каждого Он пережил Богооставленность, и в таинственный, страшный 
  ад каждого человека Он вошел. Ученики еще делили людей на своих и чужих; 
  Христос всех объемлет одной любовью. И мы призваны, будучи Христовыми, так же 
  и относиться ко всем, ради которых пришел Спаситель на землю, ради которых 
  Отец отдал Своего Единородного Сына на смерть.  
  Так ли мы относимся к людям? Не делим ли мы их на „своих” и на „чужих”, на 
  друзей и на врагов? Мы призваны не к друзьям Божиим, а к „врагам” Божиим идти 
  с благовестием о спасении, с благовестием о новой жизни, которая в Боге и 
  которая им дается.  
  В конце сегодняшнего Евангелия Спаситель говорит: Поля уже побелели, жатва уже 
  готова, а делателей – мало... И когда мы оглядываемся на христианское 
  общество, на свою Церковь и на все Церкви, которые именем Христа себя 
  называют – и справедливо! – разве мы не ужасаемся при мысли, что нас столько, 
  а слово Божие умирает в нашей среде? Прозвучит – и умрет, прогремит – и больше 
  ничего не слышно... Мы призваны Христом быть Его присутствием на земле, Его 
  свидетелями; мы призваны быть на земле как бы продолжением Его воплощенного 
  присутствия; больше того, если можно это сказать: присутствием и Христа, и 
  Духа Святого, живущего в нас. И что? – миллионы вокруг нас жаждут; жаждут 
  слова истины, жаждут слова надежды, слова любви, слова веры, жаждут, чтобы к 
  ним пришел вестник от Христа, в котором они могли бы узнать Того, Кто его 
  послал: Спасителя, не Судью, а Друга, способного сказать Иуде самому „друг 
  Мой”... Поля побелели, миллионы жаждут, миллионы изголодались; а мы живем 
  замкнутой, пугливой жизнью. 
  Когда самарянка услышала о Христе слова, которые дошли до ее души, пролились в 
  эту душу, как живая вода проникает в иссохшую землю пустыни, – она все 
  бросила; она забыла, зачем пришла к колодцу; она поспешила в город, чтобы 
  поделиться с людьми чудом: она встретила Того, в Ком она почуяла Мессию, 
  Спасителя мира Христа. И то, что она говорила и что с ней случилось, было 
  таково, что люди поверили ее слову и пошли ко Христу... Кто, слыша наше слово, 
  готов все бросить, все напрасные поиски, для того чтобы прийти ко Христу, 
  Который есть и Истина, и Путь, и Жизнь? Наше свидетельство тускло, бледно; ее 
  свидетельство было подобно пламени; оно было прозрачно, как свет: люди слышали 
  свидетельство и не видели женщину. Когда мы говорим, как часто люди 
  видят только нас и не слышат слова,которое звучит, которое должно было бы прогреметь
  через нас, через нашу прозрачность доходить до них, как жизнь. 
  А затем, придя ко Христу, люди говорили этой женщине слова, к которым мы 
  относимся часто болезненно: уже не по твоему слову мы верим, – мы сами 
  видели!.. Как часто нам хочется, чтоб человек вспомнил с благодарностью о том, 
  что мы его привели ко Христу, мы ему открыли дверь Церкви, мы 
  ему дали радость, надежду, зачаток веры... С какой готовностью самарянка стала 
  незаметной; с ней случилось то же, что было с Иоанном Крестителем: Христос 
  вырос во весь рост перед людьми – и они забыли про Иоанна...  
  Подумаем и мы над нашим местом в деле спасения. Как часто я слышу людей, 
  говорящих: почему нас мало? Почему это дивное провозглашение Православия не 
  зажигает, не просвещает всех вокруг? – потому что мы тусклы! Потому что 
  наше слово слабо, потому что мы боимся провозглашать всем голосом – и не 
  голосом только, а всей жизнью – наше, или, вернее, Божие благовестие.  
  Задумаемся же над самарянкой. Христос пришел ко всем; Он нам возвестил, что 
  придет время, когда не тут и не там надо будет искать истинных поклонников 
  Богу и Отцу, что те, кто поклоняется Ему, должны поклоняться Духом и 
  Истиной. Но этот Дух, эта Истина должны просиять через нас; мы посланы в 
  мир, мы – апостолы Христовы, мы – свидетели Его, и по нам будут судить 
  Христа... Подумаем над нашей ответственностью, и с радостью поделимся тем 
  богатством, тем счастьем, той верой и надеждой, тем ликованием, которые дает 
  нам Христос. Аминь.  |  
 |