| 
   Во имя Отца и Сына и 
    Святого Духа.  
  Если бы только мы умели ощутить до самых глубин души, всей живой силой сердца, 
  вкакой славе мы теперь предстоим перед Богом, в какой славе совершается служба 
  церковная! В Ветхом Завете говорится, что когда освятил Моисей скинию, 
  исполнилась она, наполнилась до края славой Божией. И каждый раз, когда 
  освящается храм, каждый раз, когда некое малое место на земле отдается Богу в 
  нераздельное владение, слава Божия осеняет это место и пребывает на нем. 
  Около сорока лет тому назад приезжал в наш маленький, убогий храм в Париже 
  один из великих святителей Русской Церкви, митрополит Литовский и Виленский 
  Елевферий. Священник встречал его словами, что ему стыдно принимать 
  митрополита в таком убожестве (а убожество было велико), и Владыка его 
  остановил: Не говори,— сказал он,— об убожестве храма Божия: место селения 
  Самого Бога шире и глубже небес!.. 
  И вот теперь, предстоя перед Богом здесь, как те, которые предстоят перед Ним 
  в величайшем убожестве или кажущейся славе человеческой, мы находимся там, где 
  пребывает Господь; а где Он — там глубина и высота и ширина бездонного, 
  вечного Его пребывания. И как полна благодати Церковь Божия! Если бы, 
  опять-таки, мы умели сердечным чутьем, чистотой сердец, которая дает нам 
  видеть Бога, осознать: вот сейчас с нами пребывает Господь!..Среди нас Господь, обещавший, 
  что где двое или трое соберутся в Его имя, Он будет с ними, Он
  тут; нам незачем искать Его 
  где-то на небесах,— Он 
  тут, среди нас,
  Живой и действующий, и 
  творящий чудеса. 
  Недавно пришел ко мне в Лондоне, где я совершаю большую часть своего служения, 
  человек, который до сорока с лишним лет был неверующим, и стал проситься в 
  Православную Церковь. Он англичанин, по всему нам чужой, и я его спросил: что 
  его привлекло к нам, что побудило его принять такое решение? И он ответил, что 
  с того дня, как он вступил в наш храм, он почувствовал, что в нем живет Бог; а 
  затем,— сказал он,— продолжая посещать храм, я вдруг обнаружил, что Бог не 
  только в нем покоится, но что Он действует, претворяя и преображая жизнь и 
  людей... 
  В таком храме находимся и мы сейчас. Бог Живой, Бог действуяй, о 
  Котором говорится в молитве святой Пятидесятницы,— ОН среди нас, мощно, 
  властно, торжествующе и вместе с этим с каким неописуемым смирением и тишиной! 
  Не напрасно в канун Своего распятия Он говорил Своим ученикам: Я среди вас, 
  как служащий... Да, среди нас, как служащий, незаметный, тихий, утешающий 
  без слов, укрепляющий даром Своей непостижимой силы, радующий сердца — Господь 
  наш Бог. И с Ним здесь всегда, но сегодня, может быть, как-то особенно 
  явственно — Пречистая Дева Богородица, праздник Которой мы совершаем, и святые 
  Адриан и Наталья, и много, много других святых, которые любовью, молитвой 
  осеняют этот храм и народ, молящийся в нем; и ангелы наши хранители, молящиеся 
  о всех нас. Какая слава, какое чудо; какая глубина богатства! Чего же мы 
  страшимся в жизни? С нами Бог, разумейте языцы, и покоряйтеся, ибо с нами 
  Бог! Да, — но Бог тихий, Тот Бог, Который пришел на землю, приняв зрак 
  (т. е. образ) раба для того, чтобы быть слугой всех, для того, чтобы 
  приобщиться всему горю и всему ужасу земли и поднять их на Своих мощных 
  Божественных плечах и на своих хрупких человеческих плечах. Живой Бог... 
  И вот мы молимся. Молимся о всех, потому что нам дано Богом быть — вместе со 
  Христом, вместе с Матерью Божией, с ангелами нашими хранителями, со святыми — 
  предстателями, печальниками, заступниками горького, холодного, трагического 
  мира. Этот мир не только тогда трагичен, когда в нем совершается зло, когда 
  разражается война, когда льется кровь, когда ужас до глубин пронизывает и души 
  и сердца, и также тело и плоть человеческую. Наш мир трагичен своей 
  оторванностью от Бога; это — основной ужас земли,это — основная трагедия. 
  А нам дано знать Бога, дано Его любить, даром Пятидесятницы дано быть народом 
  Божиим, плоть от плоти Его воплощенной, дух от Его Духа. Нам дано предстоять 
  перед Богом за весь мир, и храмостроительство наше тоже есть и свидетельство, 
  и предстояние. Предательством человеческим весь мир отдан во власть князя мира 
  сего, и верой человеческой какие-то, порой маленькие, как будто ничтожные 
  части мира изымаются из этой власти и возвращаются Богу. Храм — такое место. 
  На нашей грешной, опороченной, оскверненной кровью и злом, земле, храм — 
  место, которое принадлежит безраздельно Богу. Здесь Он, отвергнутый порой 
  везде, — у Себя дома. Есть образ в книге Откровения Иоанна Богослова, где он 
  говорит, повторяя слова Спасителя: Ястою у двери твоей и стучу... 
  Господь, как странник, ходит по земле, стучась в двери каждого сердца и 
  каждого ума, в двери каждого дома: не откроют ли Ему? И часто дверь остается 
  закрытой, и Он уходит на пути земли; а здесь, в храме, у Него есть дом. Вера 
  людская, вера наших русских предков создала 
  храмы, приют для бездомного нашего Бога. 
  Царь неба и земли захотел быть с нами, бездомный на земле, как мы грехом и 
  изменой делаемся бездомными на небе. Среди нас Господь. Мы здесь Ему даем 
  приют — любовью и верой и лаской, и радостью и молитвой; Ему здесь есть, где 
  главу преклонить. Какое счастье для нас, что нам дано
  так послужить Богу, Который 
  пришел нам послужить жизнью и смертью, и гефсиманским ужасом, и голгофской 
  богооставленностью! 
  Поэтому будем ходить сюда из недели в неделю, из года в год. Помните, где вы 
  находитесь, помните,чтo 
  здесь происходит, помните, какое чудо Божия присутствия нам дано, и 
  прислушивайтесь к тем величайшим словам, которые звучат в этом храме. Одного 
  такого слова для тысяч людей было бы достаточно, чтобы ожить. Мы к ним 
  привыкли... Как страшно привыкать к самым большим вещам! 
  Выходит священник и говорит: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и 
  любовь Бога и Отца, и причастие Святого Духа да будет со всеми вами... 
  Разве мы не понимаем,чтo 
  это значит? Благодать Христа, и вселение Святого Духа, и всех объемлющая 
  любовь Отчая... Разве это уже не вечная жизнь нам дается? Разве с этого жить 
  нельзя? И творить нельзя? И жизнь ради этого нельзя отдать? Как это дивно и 
  как это велико!.. Будем, поэтому, молиться из недр души, из всех сил души 
  открываться немощью нашей всей победоносной силе Божией, и в нас совершится 
  то, что во святых совершается: загорится любовь, вырастет несокрушимое 
  мужество, родится и смирение; и тогда, послушные воле Божией, прислушиваясь к 
  ней, творя ее радостью, мы будем благословением для земли; люди будут 
  говорить: "С нами Бог, потому что среди нас есть христианин; не оставил землю 
  Свою Господь,— среди нас есть Христов народ". 
  И порой это так явно бывает. Я закончу примером, чтобы вы почувствовали, что 
  это может значить. Во время войны была взята в концентрационный лагерь в 
  Германию женщина, русская 
  монахиня; после некоторого времени пребывания там пришли в какой-то день 
  звать по списку женщин на смерть. Среди них была молодая девушка; она хотела 
  жить, она билась и плакала.
  Мать Мария к ней 
  подошла и сказала: "Не плачь, конец всему — не смерть, а жизнь". И так как та 
  еще колебалась душой, она ее обняла и сказала: "Не бойся,— я с тобой пойду". И 
  не призванная никем, она пошла на смерть рядом с ней, вместе, свободной 
  вольной волей,— как Христос Себя отдал на нашу смерть, чтобы мы могли жить Его 
  жизнью. Свидетельницы этого разговора, оставшиеся в живых, рассказывают, как 
  водворилась небывалая тишина, как стало тихо и глубоко; они почувствовали, что 
  Бог среди них, и что Бог хрупкой плотью этой женщины идет на смерть с тем, 
  чтобы не было страшно другим умирать. 
  Как это дивно! Женщина была простая, такая же хрупкая, как все мы, но она 
  услышала влечение любящего сердца и веры своей. Конечно, не всем нам под силутакой подвиг любви и такая 
  вера. Но взирая на эти примеры, на сонмы святых, на тех святых, имена которых 
  мы знаем и любим, станем учиться раньше всего — любить. А когда 
  научимся любить, то и жизнь свою отдадим, потому что тогда никто у нас ее 
  отнять не сможет, мы ее дадим радостью и любовью, чтобы нашей жизнью и смертью 
  другие могли жить, 
  не прозябать,— жить полнотой той жизни, 
  о которой говорит святое, животворное Евангелие Христа |