| 
  
    
      
        
          
Митрополит Антоний СурожскийО БОГАТОМ и ЛАЗАРЕ
 (Лк.16: 19-31)
 (публикуется впервые)
 
 
  
  
    
      | Во 
  имя Отца и Сына и Святого Духа. 
  Притча, которую мы сегодня слышали, так нам привычна, что мы часто не 
  замечаем, как непосредственно она относится к нам. Мы все очень богаты, 
  чрезвычайно богаты; если сравнить нас с людьми, живущими в разных других 
  частях света, то материально мы так богаты, что должно бы быть нам стыдно, что 
  мы не уделяем большего на нужды других. А духовно — богаты духовной свободой, 
  правом слышать о Боге, веровать в Него, поклоняться Ему; всеми возможностями 
  ума и сердца мы так богаты. И вместе с этим мы так печально похожи на 
  богатого, о котором сегодняшняя притча нам повествовала. Всё у нас есть — а 
  как мало крупиц падает с нашего стола на долю тех, которые действительно 
  обездолены. Обездолены материально, обездолены душевно, обездолены духовно, 
  нищи во всех отношениях. А вместе с тем, это люди, которых Бог любит не 
  меньше, чем нас, люди, которых Он создал ласковой Своей любовью, чтобы дать им 
  всё. Но увы, как говорилось еще встарь в России: неурожай - 
  от Бога, но голод — от людей...  И 
  вот, мы находимся в том же положении, как этот богатый человек: неужели только 
  крупицы посыплются с нашего стола на долю других? Неужели мы проживем в 
  довольстве, в благополучии, нас погребут — и всё; тогда как душа, 
  изголодавшаяся по Боге, изголодавшаяся по полноте жизни, будет вознесена к 
  престолу Господню? Ведь так ярко сказано сегодня в Евангелии: умер Лазарь — 
  ангелы его душу отнесли к престолу Божию; тело же, больное, изголодавшееся, 
  всё в струпьях — да, его погребли. Но это тело освободило душу к полноте 
  жизни, и душа вознеслась к Престолу Господню. Умер и богатый; и его погребли 
  торжественно, со славой, опустили его тело в ту землю, к которой он был так 
  привязан, в ту землю, которой он принадлежал — потому что он не принадлежал ни 
  небу, ни людям, а только этой земле; в нем ничего не было другого.  И 
  вот, он оказался лицом к лицу с вечностью, как каждый из нас окажется с 
  вечностью, с Живым Богом и с правдой вечной лицом к лицу. Он увидел Лазаря и 
  увидел свою теперешнюю обездоленность; и он так привык властвовать над 
  бедняком Лазарем, что обратился к Аврааму с призывом послать этого Лазаря, 
  несчастного, обездоленного на земле, обратно на землю, послужить его братьям: 
  У меня братья еще остались в живых в доме отчем — пошли Лазаря; пусть сначала 
  он омочит палец в студеной воде, чтобы меня облегчить — меня, который никогда 
  о нём не вспомнил, никогданичего 
  для него не сделал; но на то он и Лазарь, чтобы служить мне, богатому! И потом 
  пошли его обратно на землю, чтобы он предупредил моих братьев о том ужасе, 
  который их ожидает, если они на земле не опомнятся... И что же ответил Авраам? 
  У них пророки, у них Моисей; у них закон, у них те свидетели вечности, которые 
  с начала истории провозглашали Божию правду: пусть они их послушают... — Нет! 
  Если из мертвых кто восстанет, они, может быть поверят; старым письменам, 
  книгам, пророкам, закону они не верят больше... Не 
  относится ли это к нам? Как часто мы тоскуем о том, чтобы услышать какое-то 
  новое слово от Бога, новое откровение; как часто мы обращаемся друг ко другу и 
  говорим: «Какова же воля Божия обо мне в тех обстоятельствах, в которых я 
  сейчас нахожусь?» И ответ должен был бы нам прийти тот же самый, который 
  пришел богачу: У вас всё — Ветхий 
  Завет с законом и пророками; и сверх того свидетели Христовы из Нового Завета; 
  и, кроме того, то именно, о чем ты просишь: воскресший нам дал заповедь, 
  Воскресший Христос нас уже научил, как 
  жить... Прислушайтесь к тому, что Он уже сказал, исполните то, что уже
  Он поведал. И только тогда, когда раскроется ваш 
  ум и сердце путем исполнения заповедей евангельских, тогда в глубинах этого 
  очищенного, просвещенного сердца непосредственно вы услышите Божий голос, 
  говорящий вам, как поступить теперь. Но начать надо с исполнения того, что 
  уже заповедано, и не просить новой 
  заповеди для того, чтобы избежать исполнения давно известного и давно 
  забытого. Вдохновимся, поэтому, из сегодняшнего чтения, к тому, чтобы 
  вслушаться в евангельское слово, исполнить заповедь Господню; и тогда в
  нашем сердце, без посредства Лазаря или пророков 
  или кого-то еще прозвучит слово Святого Духа. Аминь. |  
 |