| Во имя Отца и Сына 
  и Святого Духа. В 
  конце сегодняшнего евангельского чтения, которое всё посвящено благодарности, 
  есть короткие слова Христовы: Исцелилось десять прокаженных -
  а где же девять? Как не нашли они в себе теплоты 
  сердечной, благодарности, чтобы воздать славу Богу? Как это так, что 
  единственный, кто вернулся ко Христу прославить Бога и поблагодарить Его, это 
  иноплеменник, чужой человек? 
  Нам кажется это таким странным - а вместе с этим, 
  разве не это происходит всё время, всё время и в нашей личной, и общественной, 
  и церковной жизни? Как редко мы умеем благодарить; о, просить мы умеем, 
  ожидать помощи, внимания, ласки - умеем! 
  Жаловаться на то, что она нам не дана тогда, когда нам хочется ее иметь 
  - мы умеем. Но когда Бог или человек окажет нам 
  внимание, мы это принимаем как должное; когда Бог или человек окажет нам 
  милость, мы на нее радуемся, мы ее берем, иногда ненадолго бережем -
  но благодарить забываем: разве не на то Бог 
  существует, чтобы о нас заботиться? Разве не на то мой ближний существует, 
  чтобы он меня не забыл? 
  Нет - не на то!.. И 
  мы проходим мимо каждого случая, от которого наша душа могла бы загореться 
  радостью, стать счастливой, благодарной. 
  Бывает и другое, то именно, о чем говорит Христос: свои не благодарят, свои 
  всё принимают как должное; благодарят трепетно, с изумлением, чужие...
  В данном случае, вероятно, это был самарянин, 
  один из тех людей, который не только был прокаженный, больной, отверженный 
  людьми, страхом для людей из-за заразной своей болезни, но такой человек, 
  который и по рождению своему был для всякого израильтянина чужим; к нему не 
  прикасались, от него отворачивались. И для него то, что Христос оказал ему 
  милость, было не только чудом исцеления - 
  это было чудом и другого рода: он вдруг
  обнаружил, что для Бога чужих нет, что хоть люди 
  могут от него отвернуться, его не признавать за своего -
  Богу он свой, родной, никакие границы, никакие 
  пределы и преграды не стоят между ним и Богом. И он вернулся; он вернулся в 
  своей радости и благодарности, потому что он не только был исцелен: для него 
  это было откровение любви, откровение о Боге. 
  Как часто бывает так и в нашей среде; человек, который себя чувствует и 
  считает еще чужим, не своим в нашей среде, получает какие-то знаки внимания, 
  теплоты, ласки - и как он радуется тому! Он 
  радуется, что ему блеснуло мгновение молитвы, что 
  человек ему улыбнулся, что его поздравили с причащением, что его заметили 
  - и всё для него чудо; самая малая милость, или человеческая, или 
  Божеская, для него - чудо, радость и случай 
  благодарить чуть ли не со слезами, трепетно, потрясенно. А потом человек 
  делается своим, он входит в наше общество, и тогда -
  как жутко видеть, что вместо того, чтобы радоваться на каждую мелочь, 
  считать, что каждая крупица любви, молитвы, внимания, благодати 
  - это чудо и ликование, человек всё начинает принимать за должное и уже 
  начинает считать и Бога, и людей своими должниками. 
  Благодарить - нет! Ему всё мало. То, что когда-то 
  было так дивно, редко, неслыханно, теперь стало для него обычным, на это он 
  «имеет право», это его собственное - а ему 
  нужно новое, другое, еще, и еще; и разгорается жадность. Духовная жадность, 
  душевная жадность; и благодарение гаснет, как гаснет радость, как гаснет 
  изумление о том, что бывают такие чудеса, что меня кто-то заметит, что меня 
  заметит Бог, что вдруг оказывается, что я ни Богу, ни людям не чужой, в свой. 
  Подумаем над этим; это ужас, перед которым я стою всё время! Чужой человек -
  всему рад, свой -
  ничем не удовлетворен. Как это страшно! Когда это 
  относится к нам, людям, то можно сказать: да -
  мы не долюбили, мы не проявили достаточно 
  внимания, тепла, ласки, понимания; но когда это к Богу относится -
  разве это не уродство! Подумаем об этом; и 
  научимся благодарить; и если только мы научимся каждую самую малую долю 
  радости принять в сердце, сделать ее предметом благодарения и ликования, тогда 
  наша жизнь станет действительно вся искриться радостью, станет прекрасной. 
  Каждый из нас станет для другого источником радости и причиной благодарения. И 
  тогда мы не будем жаловаться, что всё, всё, всё нам мало: каждое слово, 
  взгляд, движение, от Бога или от человека, будет для нас явлением, признаком 
  того, что мы свои, а большей 
  радости чем эта - нет. Аминь. |