| 
               
              Во имя Отца и Сына и Святого Духа. 
              
              Мы сегодня вспоминаем евангельский рассказ о мытаре и фарисее. И 
              если попробовать свести весь смысл Христова ответа на то, как себя 
              держали, как о себе думали и как думали о других эти два человека, 
              можно бы вспомнить слова Ветхого Завета: Чадо - дай Мне твое 
              сердце, все остальное Мне все равно принадлежит… 
              
              Это ответ и фарисею и мытарю. Мытарь пришел с разбитым от стыда 
              сердцем, он не умел жить достойно того, чему его учили. Он не умел 
              жить так, чтобы себя уважать, не говоря уже о том, чтобы 
              стяжать уважение других, и еще меньше - быть способным стать перед 
              Богом с чувством собственного достоинства. 
              
              А фарисей - он вошел в храм в уверенности, что имеет право туда 
              войти: он исполняет все правила, он достоин Бога, он заслуживает 
              даже Его уважения. 
              
              И вот эти два человека стояли перед Богом, и Христос обоих 
              их принял. Он не отверг фарисея, Он как бы оплакивал его. Ему 
              стало жалко этого человека, который не понял, что весь 
              смысл жизни собственной, жизни церковной, жизни людской в том, 
              чтобы люди любили друг друга. Но для этого надо сначала свое 
              сердце подарить Богу. Потому что в своем собственном человеческом 
              сердце сил на то, чтобы любить тех, которые тебя оскорбляют, тех, 
              которые тебе чужды, тех, от которых у тебя чувство отвращения, 
              никогда не найти. Но если твое сердце подарить Богу, если твое 
              сердце открыть Ему так, чтобы в нем жила Божия любовь, тогда можно 
              принимать друг друга, принимать ближнего своего, и фарисея, и 
              мытаря. 
              
              Мы приходим в храм; мы не можем хвастаться тем, что мы соблюдаем 
              все правила церковные, что мы можем стать перед Богом и сказать: я 
              перед Тобою стою с достоинством. Мы можем войти и сказать: 
              Господи, я знаю, каким я должен бы быть - и я не таков; 
              прости! Прими меня... Пощусь я или не пощусь, даю ли я милостыню - 
              это ничто по сравнению с тем, что я должен был бы сделать, то есть
              Тебе дать мое сердце, чтобы Ты преисполнил его 
              любовью, и чтобы эта любовь потоком лилась на людей вокруг меня... 
              И мы не можем даже стать, как мытарь, перед Богом; мытарь не смел 
              даже войти в храм, потому что храм для него был 
              пространством, которое всецело принадлежало Богу; ему там места не 
              было, как ему казалось. А мы - как мы входим в храм? Разве мы 
              останавливаемся у притолоки для того, чтобы сказать: Господи, 
              позволь мне войти в эту область святости, в эту область, которая 
              выделена из всего мира для того, чтобы быть Твоей областью… Мы 
              приходим "к себе" в храм, мы идем к свечному ящику, но 
              останавливаемся ли мы для того, чтобы сказать: Господи! Права у 
              меня никакого нет здесь быть, но Ты меня принимаешь всей Твоей 
              непостижимой любовью. 
              
              Вот будем приходить в храм с таким чувством; отдавать свое сердце 
              Богу с тем, чтобы Он это сердце наше исполнил, отдавать 
              свою жизнь друг другу для того, чтобы Христос мог сказать: Да, Я 
              не напрасно жил, Я не напрасно умирал, эти люди поняли, что значит 
              Моя заповедь “любите друг друга также как Я вас возлюбил”. Аминь.  |