| 
               
              Во имя Отца и Сына и Святого Духа. 
              
              Церковь сегодня, среди других святых, вспоминает святого Григория 
              Паламу. Святой Григорий жил в 14-м веке, и из поздних святых он - 
              один из самых великих по тому откровению о человеке и о Боге, 
              которое содержит его учение. Выражая опыт Православной Церкви и 
              особенно подвижников Афона всех первых 14-ти веков, он 
              провозгласил учение о величии человека и о непостижимой близости 
              Божией. Его учение относилось к благодати; он учил о том, что 
              благодать не является просто тварным даром, которым Господь 
              обогащает тех, которые Ему верны, которые Его любят, а что 
              благодать - это Самый Бог, как бы переливающийся через край Своего 
              Божественного и непостижимого существования, достигающего до нас, 
              как волна морская, охватывающего нас и приобщающего нас к Самому 
              Божеству. В этом он по-новому говорил старые, древние слова ап. 
              Петра, который говорит нам о том, что мы призваны стать 
              причастниками самой Божественной природы, так соединиться с Богом, 
              чтобы самое Божество Его пронизывало нас душевно, телесно, чтобы 
              мы были бы как железо, пронизанное огнем, чтобы мы горели и сияли 
              этим Божественным присутствием...  
              
              Какая это радость, какое это диво! И как благодарны мы можем быть 
              тем подвижникам, которые так очистили свою душу и плоть, так 
              освятились Божественной близостью, что они нам могли открыть такую 
              тайну о том, что человек достаточно велик, чтобы вместить 
              Божественное присутствие; больше чем вместить, - не только быть 
              храмом Божества, не только быть сосудом Его присутствия, но быть 
              им пронизанным так, что Бог и человек соединяются в одну тайну, 
              хотя человек остается собой и Бог не вмещается ни в какие рамки...
               
              
              Это говорит тоже о милости и о любви Божией. Мы колеблемся друг ко 
              другу подойти близко, мы колеблемся общаться на глубинах. Бог не 
              боится, Он отдаётся до конца, на земле - жизнью и крестной 
              смертью, а в вечности - приобщением нас через Христа, силой и 
              благодатью Святого Духа, к Себе Самому... И тогда мы можем понять, 
              что еще давным-давно, за двенадцать веков до Григория Паламы 
              говорил святой Ириной Лионский, что слава, как бы сияние Божие, 
              это человек, достигший полной своей меры. Он говорил также и о 
              том, что наше призвание - так соединиться со Христом, так принять 
              Святого Духа, так быть охваченными Божественным огнем, что мы 
              делаемся со Христом одно тело, Глава которого - Он, но члены 
              которого - мы, так что в конечный день будет только одно 
              человечество, один Человек во множественности лиц, и что этот 
              Человек по отношению к Отцу будет Единородным Его Сыном. Аминь.  |