Во имя Отца и Сына и Святого Духа. 
              
              Мы встречаемся с миром, мы познаём мир через посредство наших 
              чувств; и через наши чувства мы не только соприкасаемся с миром, 
              но мы также вовлечены в него, все наши чувства приводят нас в 
              контакт с миром вещей, со всеми вещами вокруг нас и тоже 
              непосредственно вовлекают нас в ощущения и впечатления, которые 
              изменяют нас подчас очень глубоко.
              
              Зрение наше, о котором Господь говорит сегодня в Своем Евангелии 
              есть единственный путь, которым мы можем познавать мир с ясностью, 
              в полном покое всех сил нашего человеческого существа, но при 
              условии, как говорит Господь, чтобы око наше было цельным, чтобы 
              оно было светлым, чтобы оно допускало только свет проникать в наше 
              познавание через него.
              
              Один из современных английских писателей дает нам два образа, 
              которые, я думаю, помогут нам понять нечто из этого отрывка 
              Евангелия. В книге "Канун Всех Святых" Чарльз Вильямс представляет 
              нам молодую женщину, которая погибла в катастрофе и чья душа 
              постепенно находит свой путь в новом мире, в который она попала. 
              Она оказывается стоящей на берегу Темзы; она смотрит на её воды и 
              внезапно видит эти воды Темзы как она никогда не видела их в 
              прошлом, когда ее душа была облечена в тело; тогда у неё было 
              отвращение к этим темным, жирным, загрязненным водам, потому что 
              ее воображение немедленно связывало их с прикосновением и 
              непосредственным ощущением тела.
              
              Но теперь эта душа свободна от тела, и она видит воды Темзы 
              свободно, как они есть, как факт; она видит, что эти воды - такие 
              точно какими они должны быть как воды реки, текущей через большой 
              город, собирая всю нечистоту и унося её. И потому что у нее нет 
              больше обычного отвращения тела и воображения, эта душа, через 
              тусклость этих вод, начинает видеть в них новую и новую глубину; 
              глубже тусклой поверхности она открывает слой более чистых вод, 
              более просвечивающих, и за их пределом и глубже - совсем 
              прозрачный слой; и в сердце этих вод, что текут через большой 
              город - и этот город также призван однажды стать Градом Божиим - 
              она видит струю несказанно сияющей воды, воду вечной жизни, 
              первобытную воду, созданную Богом, воду, о которой Христос говорит 
              с женщиной-самарянкой; и потому что она была свободна от личной 
              реакции и отвращения, погибшая женщина могла видеть сквозь темную 
              поверхность всё более светлые слои.
              
              Из-за того, что мы постоянно вовлечены в само-сосредоточенные 
              реакции, мы через слои света умудряемся где-то видеть темноту, 
              которую подчас мы создаём или воображаем; потому что око наше 
              темно мы пилим тьму и неспособны видеть глубь, прозрачность и 
              сияние.
              
              Другой образ, который мы находим в той же книге, быть может, еще 
              трагичнее. Эта молодая женщина видит себя на одном из больших 
              мостов; она знает, что этот мост не может быть пустым, что люди 
              идут, автобусы едут, кругом жизнь, и, однако, она не видит и не 
              воспринимает ничего из этого, потому что находясь вне тела она 
              может видеть только те вещи и тех людей, с которыми она связана 
              любовью, а поскольку она не любит никого, кроме своего мужа, она 
              слепа ко всем вещам вокруг себя, кругом пустота, ничто.
              
              И только по мере того, как она осознает, через ту малую любовь, 
              которая у нее была в жизни, любовь вообще, и, по связи с этой 
              единой любовью, как бы мала она ни была, - с другими людьми и 
              другими вещами, которые ей были дороги, она начинает видеть.
              
              Не так ли мы живём? Мы окружены светом, и мы ничего не видны кроме 
              преходящих теней, или пустоты; как часто человек проходит через 
              нашу жизнь, не оставив ни следа, проходит незамеченным несмотря на 
              то, что была нужда, или была лучезарная красота; но для нас это не 
              имело значения, в нашем сердце ничего не было, чем бы мы могли 
              отозваться, и мы находимся в пустыне даже когда окружены 
              богатством.
              
              И это тоже происходит от того, как мы смотрим; мы смотрим без 
              любви и мы ничего не видим, потому что только любовь может открыть 
              нам вещи; и, опять же, мы способны видеть темным и злым взором: 
              как часто мы придаем злые истолкования вещам, которые мы видим! 
              Вместо того, чтобы воспринимать их как факты, мы видим в силу, в 
              меру понимания нашей помраченной души и искаженного опыта. Как 
              часто мы перетолковываем действия и слова людей, потому что 
              смотрим заведомо помраченным оком!
              
              И вот, сегодняшние Христовы слова призывают нас очень осторожно 
              относиться к тому, как мы смотрим и видим; мы должны помнить, что 
              если мы не видим ничего, это очень часто происходит от нашей 
              слепоты; если мы видим зло, это происходит от внутренней нашей 
              помраченности; если у нас отвращение к вещам, это так часто 
              происходит от того, что мы сосредоточены на самих себе и не можем 
              смотреть со спокойствием и чистотой сердца. Потому что, в конечном 
              итоге, мы видим не только нашими физическими очами, которые 
              передают нам впечатление, мы видим также сердцем, которое может 
              видеть Бега только если оно чисто, и не только Бога в Его 
              таинственном бывании, но Бога в Его присутствии через благодать и 
              красоту. Святой Исаак Сирин говорит, что человек, у которого ясное 
              око и чистое сердце уже не видит мрака в мире, потому что мрак 
              заменило сияние божественной благодати, действующей и покоящейся 
              на всём, как бы мрачно оно ни было.
              
              Научимся же хотя бы этому уроку из Евангелия. Будем осторожны, 
              чтобы видеть с чистотой, истолковывать с чистотой сердца и 
              действовать из недр любви, и тогда мы будем способны и свободны 
              видеть прозрачность и сияние мира и в мире, и любить его, и 
              служить ему, и быть в этом мире, на том месте, которое назначил 
              нам Христос, благословляя в Его имя, веруя всему, надеясь на всё и 
              никогда не переставая любить, даже если любовь означает положить 
              свою жизнь: либо жизнь ветхого Адама, который должен умереть, 
              чтобы новый Адам жил, либо жизнь нового Адама, который кладет свою 
              жизнь, чтобы мир и другие могли жить.