| 
			 
			Во имя Отца и Сына и Святого Духа 
			
			Исцеление Спасителем Христом в субботний день женщины, которая 18 
			лег была согнута болезнью - один из многих примеров подобного 
			исцеления именно в день субботний, т.е. в день, когда по 
			израильскому закону человеку не полагалось совершать никаких дел: 
			полагалось отдыхать. Этот отдых был установлен как бы символом того, 
			что в седьмой день Господь почил от дел Своих, когда сотворил мир. 
			Этот день субботний, этот седьмой день был днем, когда человек 
			должен был отдохнуть: т.е. не только отвернуться от тех трудов, 
			которые приносили ему наживу или были всецело обращены к земле, но 
			собрать в себе новые силы жизни. Такое же установление было и о 
			земле: седьмой год был годом отдыха земли;поле, которое пахали шесть 
			лет, на седьмой год не пахали, давали ему отдохнуть, и только на 
			восьмой год - т.е. в первый год новой седмицы - его вновь 
			вспахивали. И опять: центр тяжести этого закона в том, чтобы 
			собрались новые жизненные силы в этот год и могли бы расцвести. 
			
			И те исключения, относящиеся к отдыху седьмого дни, которые мы 
			находим в Ветхом Завете, именно те, которые упоминает Спаситель, 
			направлены к тому же: в день субботний разрешалось отвязать своего 
			осла, своего вола, вести свой скот на водопой, потому что это был 
			день, когда жизнь должна была восторжествовать над трудом; не 
			праздный отдых, а собирание жизненных сил. И Христос так часто 
			совершает чудо в этот седьмой день, как бы подчеркивая, что в 
			седьмой день должна вернуться жизнь, должна вернуться цельность, 
			должна вернуться сила всем, кто ее утратил, всем, в ком она начинает 
			погасать. 
			
			Но есть еще и другое значение, как мне кажется, этому чудотворению 
			Христову в седьмой день. Когда Бог почил от дел Своих, Он не оставил 
			сотворенную Им землю, сотворенный Им космос на произвол судьбы; Он 
			продолжал окружать его заботой и любовью. Но конкретную заботу о 
			земле Он вручил человеку, который принадлежит как бы двум мирам. С 
			одной стороны, он от земли, он принадлежит всему ряду живых существ, 
			которые Бог сотворил. А с другой стороны, он принадлежит миру 
			духовному; он не только создан по образу и подобию Божию, но в нем 
			живет дух, который делает его своим и родным Самому Богу. И 
			призвание человека было в том, как говорит св. Максим Исповедник, 
			чтобы, будучи одновременно гражданином Царства Духа и гражданином 
			земли, соединить землю и небо, так, чтобы земля была пронизана 
			Божественным присутствием, пронизана была духом жизни. Седьмой день 
			- это вся история, во главе которой должен был стоять человек, как 
			бы путеводя весь мир в Царство Божие. 
			
			Но человек этого своего призвания не исполнил; он изменил и Богу, и 
			земле, и себе, и своему ближнему; и он предал землю под власть 
			темных сил; он совершил предательство. И земля, и исторические 
			судьбы ее, и личная судьба человека уже под властью сил зла. И когда 
			родился Христос, единственный безгрешный, единственный подлинный, 
			истинный человек, Он стал средоточием истории, Он стал главой 
			сотворенного мира, Он стал его путеводителем. И поэтому столько 
			чудес совершается Им именно в субботний день, тот день, который есть 
			символ всей человеческой истории. Этими чудесами Он говорит о том, 
			что порядок подлинной истории в Нем восстановлен, и Им 
			восстанавливается везде, где человек отвернется от зла, перестанет 
			быть предателем, и войдет в труд Божий о претворении земного мира в 
			мир небесный. Аминь. 
			 |