Митрополит Антоний Сурожский
НЕДЕЛЯ 11-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
(Мф 18: 23-35)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы сегодня лишний раз слышали слово о прощении. Я напрасно употребил выражение «лишний»: это слово о прощении надо употреблять постоянно, мысль о нем надо иметь постоянно при себе.

Почему так часто Евангелие нам напоминает о том, что если мы не простим, то нам не будет прощено, что какой мерой мы мерим, такой мерой измерится и нам? Почему говорит Христос нам через ответ на вопрос апостола Петра: нужно ли прощать семь раз? — Нет! Семьдесят раз седмерицею.

Мне кажется, по двум причинам.

Прежде всего, потому что пока в нас есть не прощенные обиды, пока в нас есть смущение, пока мы отворачиваемся от другого человека, не хотим даже знать, что он существует, или хуже: хотели бы, чтобы его и не было вовсе — в нашей душе не может быть покоя. Наша душа в тревоге, как будто рябь бежит по поверхности воды, делая для нас невозможным заглянуть вглубь. А в глубине — Царство Божие, а в глубинеобраз Божий, который мы не можем в себе увидеть, и не можем увидеть через мутные воды ту глубину, к которой мы устремлены.

Поэтому пока в нас есть непрощенность, пока мы на кого бы то ни было еще имеем обиду, пока мы не примирились самым глубинным образом (ведь Христос говорит о том, чтобы мы от сердца примирились, не формально, а от сердца) — до того времени в нас будет пребывать то смущение, та тревога, то отсутствие покоя, которые не дают нам видеть Бога. Чистота сердца и непрощение обид несовместимы.

Но есть и другой аспект в этом. Бог так возлюбил каждую из Своих тварей, — не весь мир оптом, но каждую тварь в отдельности, каждого человека в отдельностичто Он за каждого из нас отдал Свою жизнь: жил и умер. Как же мы можем сказать Богу: «Ты умирал за того, за другого, а я его ненавижу. Ты умирал, потому что Ты его любишь, я хочу быть Твоим другом, но при одном условии: что этого человека не будет, что я буду от него отгорожен, защищен»?

Разве так бывает в человеческих дружбах? Если у нас есть закадычный, близкий друг, и кто-то его ненавидит — может ли этот ненавидящий быть нашим другом? Не может! Мы можем добиваться добрых отношений, но до глубины эти отношения не могут дойти.

И вот подумаем, каково наше отношение к тем людям, которые нас окружают, к тем людям, которые принадлежат нашему прошлому? Нам часто может казаться, что мы примирились со многими или со всеми, а если вдуматься — нет, не примирились! Только на время забыли этого человека, и потому можем спокойно жить, что его в нашем сознании больше нет.

Не так Царство Божие строится, не такие отношения должны быть между людьми. В молитве Господней «Отче наш» мы говорим: «Прости, как мы прощаем»: разве мы не говорим этим, что согласны остаться непрощенными?!

Подумайте! Подумайте, потому что нельзя быть заодно с Богом и врозь от нашего ближнего. Этого нельзя вообразить. Бог любит нас равно, но Он не может нас заставить друг друга любить. Подумайте: хотите ли вы с Богом быть? Хотите ли вы, хотим ли мы все быть едиными с Ним? Тогда мы должны друг ко другу относиться так, как Он, Свою жизнь отдавший для тех, которые были грешниками, которые отвернулись от Него, которые ненавидели Его. «Прости им, Отче, они не знают, что творят!» Разве эти слова не говорят нам о том, как мы должны переносить свои мелкие ссоры и обиды, как мы можем стать людьми Христовыми? Аминь.



Электронная библиотека "Митрополит Сурожский Антоний"
Telegram-канал "Антоний Сурожский. Проповеди"
Книги Митрополита Антония Сурожского на OZON
 

/ Рейтинг@Mail.ru