"Что мне сделать для того, чтобы быть совершенным?"
- спросил Спасителя Христа богатый юноша. И Христос, как бы откликаясь на
собственные слова "Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен", ему
ответил: "Следуй за Мной" - не в том только смысле, что "Оставь позади все свои
земные заботы и иди среди толпы Моих учеников", но "Следуй за Мной всем
внутренним твоим строем, всем внутренним путем твоим, потому что Я - Путь, Я -
истина, Я - жизнь". Следуй за Мной... Но условие тому - оставить в стороне все
то, что составляет мнимое наше богатство, все то, о чем мы говорим: "Это - мое".
Потому что Царство Божие - не царство собственников, Царство Божие - это Царство
любви, где никто не может ничего себе присвоить, ничего назвать своим, потому
что все, все, что мы имеем, все, чем
мы являемся - ничто иное, как дар любви, Божией любви и любви человеческой к
нам. Наше существование, жизнь, которая бьет ключом и в душах и в телах наших, и
ум, и сердце, и живая воля, и дружба, и родные, и родина, и красота земли, и
ужас, в который мы погружены для того, чтобы в него внести свет Божий и любовь
Божию - все от людей и все от Бога, - все от любви.
И в тот момент, когда мы хотим что-либо себе присвоить, сказать "это мое", мы
выпадаем из Царства Божия, потому что то, что мы считаем своим, уже не дар
любви, а собственность. Если мы хотим быть совершенными, мы должны
высвободиться, вырваться из этого сознания, будто что-либо есть мое, для того
чтобы войти в тайну Божией и человеческой любви.
Юноша, который обратился к Спасителю Христу, был богат земным имением,
имуществом. Может быть, кто скажет: «Но у меня же ничего нет!» Нет, не станем
обманываться. Каждый из нас гордится, кичится чем-либо, каждый из нас считает,
что у него есть нечто драгоценное, свое: у кого ум, у кого отзывчивое сердце, у
кого красота, у кого дар речи, у кого ученость, у кого простота сердечная -
каждый из нас может в себе найти что-либо, что он считает своим собственным
даром, тем, что ему принадлежит исключительно, то, что является как бы его
меткой. И каждый из нас должен отказаться от этого сознания - не отказаться с
чувством нищенства, обездоленности, а с ликующим сердцем, что если это не мое,
то все, что у меня есть, все без остатка есть дар любви и свидетельствует
о том, что я Богом любим, и что я Богом любим и
лично, и через обстоятельства жизни, и через людей. И тогда жизнь становится
действительно началом Царства Божия; и тогда мы можем следовать за Христом,
потому что о Христе мы знаем из всего Евангелия, из свидетельства апостолов, что
Он, богатый Божеством, сияющий славой, решил, захотел
нас ради,
по любви к нам, обнищать, стать нищим, стать ничтожным, стать беспомощным, стать
уязвимым, отдаться в руки людей. Он, Господь и Бог наш, захотел принять на Себя
образ рабский, образ слуги, образ обездоленного в обездоленном народе, среди
обездоленных, нищих людей.
И только так можем мы уподобиться Сыну Божию, Который является образом,
постижимым нам явлением Бога в Его любви, в Его смирении, в Его величии.
Вот о чем нам говорит сегодняшний рассказ евангельский, вот к чему мы призваны:
и мы призваны быть совершенны, как Отец наш Небесный. Спаситель говорит:
«Никто не благ, кроме Бога». Но путь к этому один: уподобиться Христу, стать на
Него похожими, идти Его путем, выбрать Его нашим путем, нашей истиной,
нашей жизнью, обнищать до конца, чтобы все было Божие, чтобы не осталось в нас
ничего, кроме торжества Божественной благодати и жизни. Аминь.
|