| Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Не раз меня спрашивали: почему мы читаем из года в год те же самые отрывки 
Священного Писания? Почему не ввести какую-то новизну в евангельские чтения? 
Почему из года в год я повторяю те же самые мысли, стараясь довести до своего и 
до вашего сознавая евангельскую проповедь? И мне вспоминается, как один 
проповедник однажды четыре воскресенья сряду произнес ту же самую проповедь; и 
когда один из его прихожан обратился к нему с вопросом: почему? Неужели вы не 
замечаете, что только повторяетесь? - тот ему 
ответил: а вы - как отозвались на эту 
проповедь? Что вы сделали в ответ на то, что слышали?.. Мы сегодня слышали еще раз, и услышим в течение нашей жизни, надеюсь, много 
раз, рассказ об исцелении расслабленного. И несколько раз я говорил: каждый 
должен перед собой поставить вопрос, который Спаситель поставил расслабленному: 
ты болен, ты расслаблен и душой, и телом - а хочешь 
ли ты стать цельным, исцелиться?.. И каждый из нас сразу же, вероятно, ответил 
бы: конечно, хочу! Но вопрос Христов требует, чтобы мы задумались над тем, что 
значит получить от Бога исцеление. Что значит:
из разбитого стать цельным, из расслабленного стать 
вновь крепким и способным на жизнь - и 
духовную, и душевную, и телесную? И ответ мы, может быть, находим почти в последних словах сегодняшнего чтения: 
ты стал цел; смотри - не согрешай, как бы что 
худшее тебе не случилось... Если мы хотим исцеления, то должны понять, что оно 
за собой влечет и ответственность за вновь обретенную цельность. Нам не дается 
цельность, чтобы мы вновь эту цельность разбили, раскрошили, и остались только 
обломки того, что Господь сделал новым, вернул в той новизне, которая нам была 
дана изначала. Исцелиться силой Божией - телом ли, душой ли, 
духом ли, значит на себя взять ответственность жить как человек, который уже 
больше не раздроблен, не разделен в себе, в котором нет этой постоянной войны 
между желанием добра и желанием зла. Ответственность быть человеком, в ком есть 
семя зла, есть семя добра, но который неразделенно,
всей душой, всем умом, всем сердцем, всей крепостью 
и всей немощью своей, в которой сказывается сила Божия, выбрал добро и готов 
ради этого добра пожертвовать всем, кроме как этой вновь обретенной цельностью. А цельность - это значит новое отношение с 
Богом, новые отношения с собой, новые отношения с окружающими людьми и с 
окружающим миром. По отношению к Богу это значит конец разделенности; по 
отношению к себе это значит то дерзание, которое нам позволяет жить не 
поверхностно, не слегка, а жить вдумчиво, глубоко, жить всей, порой страшной и 
всегда опасной, глубиной своей жизни и своей души. По отношению к людям -
это значит жить глубинно, это значит встречать 
людей не только поверхностно, и не только сводить все отношения к самому себе, а 
жить так, чтобы прозревать их глубины, говорить этим глубинам слово жизни, 
охранять эти глубины от соблазна, от зла, от разрушения. Вот как нам предлежит жить, если мы хотим ответить Христу: да, Господи! Я 
хочу быть цельным! Но раньше, чем мы ответим дерзновенно, раньше, чем мы скажем 
эти слова, которые столько от нас потребуют - 
вдумаемся: готовы ли мы на подвиг? Готовы ли мы пронести цельность через жизнь, 
ради Бога, ради себя, и ради ближнего нашего? И только тогда ответим: да, 
Господи! А иначе - иначе задумаемся над 
собой, и поймем, что правду говорит апостол, что люди выбрали тьму, потому что 
дела их были темны… Неужели мы выберем полумрак, полутьму, разбитость, которая нам дает какое-то 
греховное, злое право жить недостойно и себя, и ближнего, и Бога? Нет! На это мы 
не можем идти, мы не смеем на это идти! Мы должны произнести над собой суд, 
встать, и стать верными себе, ближнему и Богу. Аминь!   |