| 
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. 
Много лет тому назад отец Сергий Булгаков назвал одну из своих проповедей на 
Вознесение "Радость разлуки". И действительно, когда мы задумываемся над 
словами, которые сопутствуют в Евангелии предупреждению Христа о том, что Ему 
надлежит умереть, на время разлучиться со Своими учениками и быть для них вне 
всякой досягаемости, и о том, что идет время, когда Он отойдет уже окончательно 
к Богу и Отцу, можно изумляться: молясь об учениках Небесному Отцу, Христос 
просит о том, чтобы они имели полноту Его радости в себе... Как может быть, 
чтобы, разлучившись со Спасителем, мы могли, однако, радоваться Его радостью и 
не за Него, а вместе с Ним, за себя, за весь мир? 
Эта радость нелегко дается. Для того, чтобы пережить эту радость Христову, надо 
оторваться от привязанности к земному, 
родному, привычному Христу. Вы, наверное, помните в Евангелии рассказы о явлении 
Христа ученикам после Воскресения; Спаситель предстал святой Марии Магдалине у 
самого гроба, и она была так погружена в свое горе, что не узнала Его, она вся в 
себя ушла — и потеряла Его. И когда Спаситель ее назвал по имени, и это слово 
"Мария" дошло до глубин ее сердца и души, она пала к Его ногам и захотела как бы 
удержать Его, держась за воскресшую плоть. И Он ей сказал: Не трогай меня ныне, 
Я еще не взошел к Отцу Моему и Отцу вашему, к Богу Моему и Богу вашему... Она 
вся еще была полна временем Христовой жизни на земле; она хотела вернуться к тем 
дням радости вокруг Него, но эта радость прошла. Между этими днями земной жизни 
и Христом теперешним, знаемым нам, прошел меч, прошла смерть, крест, сошествие 
во ад, недолговременная, но такая страшная по своей кажущейся безнадежности 
разлука. 
И теперь Христос вознесся. Христа, каким мы Его видим в Евангелии, мы не можем 
больше уловить, потому что Он нам раскрылся как Бог и как совершенный человек. 
Та простая близость, которая была между Ним и Его учениками, земная 
дружба как-то отошла вдруг на какой-то задний план, и теперь, как говорит 
апостол Павел, мы уже по плоти Христа не знаем, но мы Его знаем духом. 
Уходя от Своих учеников, Спаситель им сказал: Я вас сиротами не оставлю. Я вам 
пошлю Духа, Утешителя, Который исходит от 
Отца, — Он вам все возвестит... 
И в день Пятидесятницы Божий Дух почил на Церкви, заполнил ее Своим присутствием 
и открыл перед Церковью бездонные глубины нового ведения и Самого Христа, уже не 
просто учителя, не просто наставника, не просто друга, не просто помазанника 
Божия, пророка, чудотворца. Открылся Христос 
откровением Духа как Человек, но не как один из людей, а как полнота явления 
того, что такое Человек. И открылся Он нам как Бог. Это 
предчувствовали, это чуяли Его ученики, но теперь мы это знаем, мы это видим, мы 
это познали опытом: Он наш Господь и Он наш Бог. 
И дар Святого Духа силой Божией дает нам возможность приобщиться тому, что 
принадлежит никому иному, как Сыну Божию, ставшему Сыном человеческим. Его 
Воскресение было как бы чудом в Его Богочеловеческой судьбе; но наша 
приобщенность Ему даром Святого Духа, то, что Причащением Святых Таин, Крещением 
мы делаемся плотью и кровью Его, как бы Им Самим, делает все то, чем Он был, 
возможным для нас. Человек в полном смысле этого слова, человек, достигший 
полной меры своего человечества — не земной человек, а человек небесный; человек 
только тогда делается полностью собой, когда он так соединился с Богом, что он — 
в Боге и Бог в нем, когда он стал человеком, каким был Христос: Сыном Божиим не 
по рождению, а по дару, по приобщению. 
И вот где радость наша: вознесясь от нас на небо, Христос унёс с Собой, в 
глубины Святой Троицы ту плоть, которую человечество, земля, Ему подарила Божией 
Матерью . Теперь тайна человека находится в глубинах и недрах тайны Божией. Мы 
не разлучились с Ним, потому что Духом Святым мы с Ним стали неразлучными; и 
видя случившееся с Ним, приобщаясь тому, что с Ним случилось, мы приобщаемся Его 
радости, радости о том, что мир спасен, радости о том, что побеждено все, 
что делало человека мелким, чуждым Богу. Теперь мы Ему свои, родные. Теперь мы 
можем радоваться Христовой радостью: не только о Его победе, но о том, что перед 
нами открыто новое ведение Божие, новое понимание человека, и призвание такое 
великое, такое дивное, о котором не мыслил человек до Христа: стать сынами и 
дочерьми Божиими, приобщиться всему, что Христово — включая вечную Божественную 
славу. Аминь. |