| Во имя Отца и Сына и Святого Духа.  
		Все призваны Богом, Творцом нашим, к вечной жизни, к тому, чтобы войти в 
		это изумительное таинство любви, которое представляет собой Царство 
		Божие, когда мы все призваны быть Божиими детьми, быть Ему родными, 
		более того - видеть во Христе, Который стал человеком нас ради, брата по 
		человечеству и Бога по природе. И через это увидеть в Боге нашем Отца и 
		стать, по дивному слову апостола Петра, причастниками Божественной 
		природы. Но сегодняшняя притча нас предупреждает о том, что не все, кто 
		призван, войдут в эту славу. Разве мы не похожи на людей, описанных в 
		сегодняшнем Евангелии и в другом отрывке, который мы читаем тоже в один 
		из воскресных дней? Разве мы не говорим Богу: я купил кусочек земли, 
		участок, - я должен его освоить, он - мой... И через это теряем нашу 
		свободу идти к Богу, потому что мы врастаем в эту землю под предлогом, 
		что мы ею обладаем, тогда как она над нами получает власть... Разве мы 
		не говорим Богу постоянно: Господи! у меня есть дело, - я вспомню о Тебе 
		потом, помолюсь Тебе когда-то, когда-нибудь, позже, но сейчас я должен 
		сделать, я должен творить; разве я не призван себя выразить до конца, 
		стать творцом?.. И проходят годы, десятилетия - и никогда не приходит 
		момент, когда мы говорим: сделано наше дело на земле, я от него теперь 
		свободен, теперь я могу забыть все, все земное, и только быть лицом к 
		лицу с Богом, вместе с Которым, ради Которого, во имя Которого я всю 
		жизнь жил и творил... В другой притче некто из призванных говорит: я 
		поженился, - мне некогда прийти к Тебе; у меня своя, земная радость, мне 
		некогда разделить Твою, мне довольно моей; Твоя у меня что-то отнимет: 
		время, какой-то кусочек сердца, что-то из моего живого чувства придется 
		перенести на Тебя - а я хочу все сохранить для себя...  
		Разве мы не поступаем так постоянно, разве мы не страшно похожи на этих 
		призванных, которых любил царь, любил Господь - и любит! - которых зовет 
		к Себе, но которым на Него времени нет: земля, дела, собственное счастье 
		- этого достаточно, чтобы оторвать нас от вечности, от Живого Бога, от 
		самой Любви. И как же поступает Господь в этой притче? Он обращается к 
		Своим слугам и говорит: раз призванные не захотели прийти, то позовите 
		теперь тех, кому и в голову не пришло бы прийти, потому что кто 
		бы их пустил? Пойдите, соберите нищих, соберите хромых, слепых, разбитых 
		жизнью, оскверненных жизнью, таких, которые через жизнь пронесли только 
		изнурение души и тела, лохмотья жизни, - пусть придут!  
		И они приходят, они спешат, они отвечают на милость - изумлением, на 
		любовь - благодарностью, они спешат с чувством стыда: как же им 
		предстать перед царем? Как же им войти в это Царство Божие, в эти 
		светлые палаты Божий?.. Как же, на самом деле, в лохмотьях, которые 
		остались нам от славы нашего первородства, войти в Царство Божие?. В 
		дверях встречает всякого Божия любовь, всякий встречает Спасителя 
		Христа, Который на Кресте отдал Свою жизнь, чтобы иметь право каждому 
		сказать: „Войди!”, каждого очистить, каждого омыть, каждого одеть в 
		брачную одежду, вернуть ему славу первородства, изначальную славу, 
		красоту, сыновство.  
		И все входят, изумленные, трепетные, благодарные. Один только не в этом 
		духе пришел; он пришел, потому что слышал, что здесь кормят. Он - 
		голодный и сможет досыта поесть; он холодный - там будет тепло: он 
		бездомный - там будет кров. У него нет чувства благодарности или 
		изумления перед этим; он только радуется тому, что представился такой 
		дивный случай утешиться за всю горькую, бездольную жизнь. И он 
		прорывается, как бы неочищенный, непрощенный, неомытый, неосвященный, в 
		лохмотьях и грязи своей, к пище.  
		Нам это кажется таким непонятным, таким страшным: неужели он не мог 
		подумать о том, кто его приглашает, благоговейно, трепетно 
		очиститься, чтобы хоть напоследок можно было войти в это Царство?.. Но 
		разве не на него именно мы так постоянно похожи? Когда мы идем к Богу в 
		молитве, когда мы идем к Богу в причащении Святых Таин - о ком и о чем 
		мы думаем? Разве почти каждая наша молитва не исчерпывается словами: 
		Господи, дай, дай, защити, избави, дай!.. Разве мы не употребляем 
		как бы Самого Бога просто как источник, из которого мы можем получить 
		все, что мы потом, как блудный сын, растратим - грехом, 
		недостойно: недостойно не только Бога и Его любви, но и самих себя?.. 
		Дай, дай! - и ничего другого. А когда дал - как редко бывает даже, что 
		мы скажем: Благодарю Тебя, Господи!..  
		Как часто люди приходят ко мне, говоря: Я хочу причаститься, потому что 
		мне тяжело, потому что душа моя изныла, потому что жизнь во мне как-то 
		уже не жизнь, а полусмерть... Причащаемся мы тоже, чтобы от Бога взять 
		как бы последнее: Его жизнь, Его собственную жизнь, чтобы пожить 
		мгновение, и растратить эту жизнь. Святой Серафим Саровский говорил 
		одному посетителю: Да, Бог слышит тебя, да, Бог 
		исполняет твои молитвы: но разве ты не понимаешь, какой ценой? - 
		Всей жизнью, всей страстью, всей смертью, всем сошествием во ад Сына 
		Его Единородного...  
		Подумаем и мы: не похожи ли мы на первых званых, которые отказались 
		прийти, потому что довольно им земли, не нужен им Бог и 
		небо? Или на тех, которые Бога вспоминают только тогда, когда 
		обездоленность дошла до предела, и они вдруг вспомнят или обнаружат, что 
		можно от Бога получить то, что они уже имели и растратили, - хоть 
		мгновение этим пожить, поживиться и вновь растратить? Как будет страшно 
		- не потому, что Бог нас отвергнет, не потому, что Он нас осудит, - 
		когда мы станем (когда-нибудь: на земле ли, после смерти ли) перед Богом 
		и вдруг поймем, как мы были любимы и как мы были всю жизнь 
		безразличны, забывчивы, себялюбивы: как мы к Нему относились 
		бесчеловечно... Подумаем об этом: пусть проснется в нас все благородное 
		и светлое: изумление перед Его любовью, перед Его красотой и личностью, 
		благодарность перед Его милостью и лаской и заботой, тем уважением, с 
		которым Он к нам относится, и если мы можем еще - ответим Ему любовью. 
		Сейчас еще есть время: как бы не пришел момент, когда мы скажем: о, 
		ужас, - поздно!.. Аминь.  |