| Митрополит Антоний СурожскийИсцеление дочери хананеянкиНеделя 17-я по Пятидесятнице
  
  
    
      | Во имя Отца и Сына и Святого Духа. 
		Хананеянка, которая приступила ко Христу, моля Его исцелить ее 
		беснующуюся дочь,– язычница: в то 
		время евреи, единственные, кто верил в Единого Бога, не общались с 
		язычниками, сторонились, чуждались их. И вот эта женщина подходит ко 
		Христу. Это уже говорит о том, что она в Нем увидела нечто, чего не 
		видела в других, что она почуяла
		нечто в Нем, чутьем, сердцем уловила 
		что-то, что внушило ей доверие и сняло с нее страх, что она будет 
		прогнана. 
		И она обратилась к Нему со словами, которые мы находим также в Евангелии 
		от Марка на устах слепого Вартимея: Иисус, сын Давида!.. Это уже–
		исповедь веры: конечно, не во Христа как 
		Сына Божия, но во Христа как рожденного от царственной ветви Давида, из 
		которой должен родиться Спаситель мира: Иисус, сын Давида, помилуй
		мою дочь! Она беснуется. 
		А Христос идет Своим путем, молча, не отзываясь на ее крик. И ученики 
		обращаются к Нему: Отпусти ее,она 
		же за нами следует, как бы преследуя нас этим криком надежды и 
		отчаяния... „Отпусти ее” не значит „прогони”: это значит: Неужели Ты не 
		пожалеешь? Она же тоже человек – или 
		нет? Или нам чуждаться таковых? Разве человеческое горе в язычниках не 
		так же страшно мучительно, как и в нас? Отпусти ее с миром... 
		И Христос говорит: Я не послан ко всем, Я послан к погибшим овцам 
		израильского дома... Хананеянка же отвечает: Господи! Помоги... Она не 
		отвечает на Его замечание, что Он не к ней послан, она просто верит, что 
		Он ее пожалеет. Она не спорит; она не утверждает: как же так, я тоже 
		человек!– нет, она просто 
		верит... И Христос испытывает ее 
		веру еще раз. Он эту веру, конечно, знал, и хананеянка, верно, знала Его 
		прозрение; но ученикам, вероятно, надо было измерить глубину веры, на 
		которую способен язычник. Он ей говорит: нехорошо отнять хлеб от детей и 
		отдать псам... Эти слова кажутся такими жестокими, беспощадными. Мне 
		кажется, что их можно понять, если представить себе Спасителя, 
		опустившего Свой взор – 
		внимательный, вдумчивый, сострадательный взор –
		к поднятым глазам этой женщины. Она слышала 
		эти слова – как она слышала и другие 
		жесткие слова, – но она слышала их, 
		и одновременно видела лик 
		Божественной Любви, обращенный к ней. И она отвечает как бы с улыбкой: 
		да нет, Господи! Ведь и собаки питаются от крупиц, которые падают со 
		стола их хозяев... Это можно сказать только из глубины веры и из 
		сознания, что жестокие слова не исходят из черствого сердца. 
		И Спаситель тут, как в других случаях, на веру отзывается любовью и 
		Своей властью целить, миловать и спасать: О женщина! Велика вера твоя! 
		Да будет тебе по желанию твоему… И исцелилась дочь ее в тот час. Здесь 
		мы видим еще и еще раз, что нет предела, нет границ Божию состраданию, 
		что Он не делит людей на верующих и неверующих, на своих и чужих: для 
		Него чужих нет– все 
		свои. Но вместе с этим Он и ожидает и требует от нас не легковерия, а 
		истинной веры, готовности довериться Богу, но и готовности пробиться
		к Богу криком, мольбой, верой. И этому мы 
		должны научиться от хананеянки. Аминь. |  
 |