Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
		
		Мы недавно совершали поклонение Кресту Господню. В одном месте Евангелия 
		Господь говорит нам: Никто не имеет любви большей, чем тот, кто полагает 
		жизнь свою за ближнего своего... Этим разрешается антиномия между ужасом 
		креста и его славой, между смертью и воскресением. Нет ничего более 
		славного, более трепетного и дивного, чем любить и быть любимым. И вот, 
		быть любимым Богом всей жизнью, всей смертью Его Единородного Сына, и 
		любить друг друга ценой всей нашей жизни, и если нужно, всей нашей 
		смерти — есть одновременно и трагедия, но больше всего — торжество и 
		победа. 
		
		В Евхаристическом каноне на Литургии говорится: "Свят еси и Пресвят, Ты, 
		и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый. Свят еси и Пресвят,… Иже мир 
		Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единородного дати, да всяк 
		веруяй в Него не погибнет, но имать жизнь вечную. Иже пришед, и все еже 
		о нас смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаящеся, паче же сам себе 
		предаяше за мирский живот…"
		
		Это — любовь Божественная. Иногда свою жизнь отдать легче, чем отдать в 
		смертную жертву кого-то, кого любишь больше всего; это и сделал Бог, наш 
		Отец. Но это не умаляет жертвы Того, Кто послан на смерть ради спасения 
		одного человека или всего мира.
		
		И поэтому, думая о Кресте, мы должны думать об этой страшным образом 
		переплетающейся тайне трагедии и победы. Крест, орудие унизительной 
		смерти, смерти отмщения, на которую обрекались преступники, становится — 
		потому что эта смерть была смертью Невинного и потому что эта смерть 
		была отдающей себя любовью — становится победой.
		
		Вот почему апостол Павел мог сказать: Уже не я живу, но живет во мне 
		Христос... Любовь Божественная переполнила его до краев, и не было в нем 
		места ни для какой другой мысли, другого чувства, другого подхода к кому 
		бы то ни было, кроме любви, такой любви, которая отдавала себя 
		неограниченно, любви жертвенной, любви распятой, но и любви 
		торжествующей в радости жизни.
		
		И когда нам сегодняшнее Евангелие говорит: Отвергнись себя, возьми свой 
		крест, следуй за Мной! — это не есть призыв нам к чему-то мрачному и 
		устрашающему; этим Бог говорит нам: Разомкнись к любви! Не оставайся 
		пленником сосредоточенности на себе! Не будь, как говорит святитель 
		Феофан, подобен стружке, свернувшейся вокруг собственной пустоты. 
		Разомкнись! Смотри — можно любить столько вещей, можно любить столько 
		людей! Есть такое бесконечное множество путей, какими можно любовь 
		пережить, осуществить, исполнить! Разомкнись и люби — потому что это 
		путь Креста! Не путь двух преступников, которые шли со Христом для того, 
		чтобы понести наказание за свои преступления; но дивный путь 
		неограниченной самоотдачи, чтобы, отвернувшись от себя, существовать 
		только для другого, любить всем своим существом, так, что больше и не 
		существовать, кроме как ради другого. В этом — слава Креста.
		
		И поэтому, когда мы поклоняемся Кресту, когда мы думаем о распятии 
		Христа, когда мы слышим призыв Христа "Отвергнись себя!" — эти слова 
		означают просто: Отвернись от себя! Возьми свой крест! Этим мы призваны 
		разомкнуться потоку любви Божественной, которая есть одновременно и 
		смерть самим себе, и открытость Богу и друг другу.
		
		В начале Евангелия от Иоанна нам говорится: "и Слово было К Богу": Слово 
		Божие, Сын не имеет другой любви, другой мысли, другой обращенности и 
		движения, кроме как к Любимому, отдавая Себя Тому, Кто совершенно Себя 
		отдал Ему.
		
		Научимся же славе распятой любви, этой жертвенной любви, которая, 
		словами Ветхого Завета, сильнее смерти, сильнее ада, сильнее всего, 
		потому что это — Жизнь Божественная, побеждающая нас и через нас 
		изливающаяся на всех тех, кому любовь нужна, чтобы ожить, чтобы поверить 
		Любви и самим стать чадами Любви, чадами Света, и унаследовать Жизнь 
		вечную. Аминь.