Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
		
		О чем говорит сегодняшнее чтение апостольское, о чем говорит нам апостол 
		Павел? Он говорит нам, что исполняя дела Закона, предписанные в Ветхом 
		Завете, мы не можем достичь спасения, то есть того состояния, когда мы 
		делаемся родными Самому Богу, разделяем ум Божий, общаемся с Ним 
		любовью, входим в то состояние, при котором жизнь Божия бьет ключом в 
		нас самих, и из нашего сердца потоком бьет и орошает собою всё.
		
		Закон Ветхого Завета апостол Павел называет воспитателем; а мы знаем, 
		кто такое воспитатель: это тот, который в течение всего нашего детства и 
		юности нас подготовляет к жизни, и его роль кончается в тот момент, 
		когда мы созрели, стали взрослыми и вступаем в жизнь в полном, 
		ответственном смысле этого слова. И вот жизнь не может до конца 
		определяться законностью. Делать то, что предписано - еще не значит 
		стать взрослым, зрелым человеком. И не напрасно Ветхий Завет нам говорит 
		о том, что всякий исполняющий заповеди древности может назвать себя 
		праведником, - он ничем не прегрешает против того, что ему приказано; но 
		жизнь через это он еще не может получить.
		
		И Христос нам говорит о тех заповедях, которые Он Сам нам дал: Когда вы 
		все это исполните, признавайте, что вы все-таки неключимые (то есть 
		несовершенные) рабы, потому что не в заповедях дело, а в том, чтобы 
		через них приобщиться уму, и сердцу, и воле Божией.
		
		И когда апостол Павел нам говорит, что мы должны жить верой в Господа 
		Иисуса Христа, Который упразднил Собой Закон ветхий, он подчеркивает, 
		что это не призыв к беззаконию, это не делает Христа учителем 
		беззакония, - это нас ставит на новую почву, так же как окончание нашего 
		воспитания нас вводит в новую жизнь.
		
		И какова же эта новая жизнь? Апостол Павел опять-таки ясно об этом 
		говорит: новая жизнь заключается в том, чтобы жить всем тем, что 
		представляет собой Господь наш Иисус Христос, но не только исполнять то, 
		что Он нам предписал или посоветовал. Дело не в том, чтобы "делать", а в 
		том, чтобы стать; дело не в том, чтобы эти заповеди исполнить и быть в 
		состоянии сказать: Господи - чего Ты от меня еще хочешь? Разве я не 
		исполнил то, что Ты сказал?.. Дело в том, чтобы так сродниться со 
		Христом, чтобы те заповеди, которые Он нам дал, уже перестали быть 
		заповедями, как бы приказами извне, а стали бы нашей подлинной, 
		обожествленной природой, чтобы эти заповеди были для нас как бы образом, 
		картиной того, что представляет собой настоящий человек, когда он иначе 
		и поступить не может, когда он так сроднился со Христом, что всякая Его 
		заповедь, всякий совет, всякое указание, всякий пример и самая Его 
		Личность стали для нас тем, чем мы только и мечтаем быть, и чего мы 
		стараемся достичь трудом, подвигом. Потому что Царство Божие берется 
		силой: не насилием над другими, а насилием над собой, над своей падшей 
		природой, над своей косностью, над своей ленью, над своими страхами, над 
		своим без-божием.
		
		И вот апостол Павел нам говорит о том, что он это познал и теперь для 
		него вся жизнь - Христос. Что же это опять-таки значит? Это значит, что 
		апостол так принял Христа, так Ему поверил до конца, так предал Ему свою 
		жизнь, что у него в жизни не осталось ничего, кроме того, что сродни 
		Спасителю Христу. Всё стало для него чуждым, что было причиной вхождения 
		Сына Божия в область смерти и что привело Его к распятию, всё это стало 
		для него чуждым, предметом ужаса и отвращения, и теперь он живёт новой 
		жизнью. Прошлая жизнь, заключавшаяся в том, что он исполнял те или 
		другие правила, прошла, теперь пришло для него время свободы, когда 
		Христос его освободил от подчинения Закону и открыл ему новый Закон - 
		закон вечной жизни, приобщения к Богу, общей с Ним жизни.
		
		И это случилось не только с апостолом Павлом; это бывает. Это мы знаем 
		из нашего опыта: когда мы кого-нибудь глубоко полюбим, когда мы 
		кого-нибудь уважаем, мы стараемся стать достойными того, что является 
		его мыслями, его идеалом, его чувством, его отношением к жизни. Всё это 
		делается нашим, мы стремимся быть подобными ему. И в этом смысле мы 
		можем понять, что значит отношение апостола Павла ко Христу.
		
		И мы знаем также, что, бывает, человек доходит до грани смерти - 
		болезнью или опасностью смертной, и вдруг что-то его спасает: он 
		исцеляется от болезни, он спасается от предельной опасности. И он вдруг 
		понимает, что в тот момент его прошлая жизнь пришла к концу, что если 
		только было бы всё "естественно", так, как положено по человечеству, он 
		должен был бы умереть. Если он жив - то только чудом; а раз чудом, то 
		его жизнь больше ему не принадлежит, она принадлежит тому, кто ему дал 
		новую жизнь, она теперь стала Божией.
		
		Мы говорим постоянно в наших службах: «Сами себя, и друг друга, и всю 
		жизнь нашу Христу Богу предадим», - вот что это значит. Я когда-то знал 
		человека, который был присужден к жизни, к умиранию и к смерти в 
		концентрационном лагере; и ему выпало освобождение. И я помню, как он 
		мне говорил, что вся его прошлая жизнь вымерла в этом плену, в этом 
		рабстве, и что выпущенный на свободу, он как бы вновь родился и теперь 
		его жизнь не ему принадлежит, а Тому Живому Богу, Который ему дал 
		свободу.
		
		Подумаем об этом: каково наше положение по отношению ко Христу? Не 
		относимся ли мы к Его заповедям так, будто это заповеди Ветхого Завета? 
		"Я исполнил то, что Он сказал, и теперь Он с меня как бы ничего больше 
		спрашивать не может"? Или мы исполняем из страха наказания, адских мук 
		или мелких наказаний, которые нам могут выпасть на долю в течение жизни? 
		или поступаем, как наемники, которые ожидают себе награду, плату за то, 
		как они живут? Мы должны научиться так жить, чтобы быть сыновьями. А это 
		значит - Божии сыновья, по образу Единородного Сына Божия.
		
		И тогда действительно, путеводитель, воспитатель, которым для нас в 
		начале является Закон, те правила, которые нам даются, нас доведут до 
		грани, когда мы вступаем в область царственной свободы чад Божиих, о 
		которых говорит Священное Писание. И эта царственная свобода заключается 
		в том, чтобы так сродниться с Богом, так уподобиться Христу, чтобы, как 
		говорит святой Ириней Лионский, силой Святого Духа в Единородном Сыне 
		Божием, Который живет в нас, и в Котором мы живем, стать единородным 
		сыном Божиим, детьми Живого Бога. Аминь!