| Митрополит Антоний СурожскийО Рождественском посте
  
  
    
      | 
		Во имя Отца и Сына и Святого Духа. 
		В эти дни поста, которые приведут нас к торжеству Воплощения Господня, 
		Церковь, словами Самого Христа, сурово и ясно нас предостерегает. В 
		сегодняшней притче о безумном богаче Христос говорит о переполненных 
		амбарах материальных благ; но мы все богаты очень по-разному, и не 
		обязательно в первую очередь материально. Как мы твердо полагаемся на 
		взаимоотношения наши с Богом, какую надежную опору находим в 
		евангельских словах, словах Самого Христа, учении апостолов, нашей 
		Православной вере! И чем дольше мы живом, тем больше накапливаем мыслей, 
		знания, и сами сердца наши становятся богаче и богаче чувствами в ответ 
		на красоту Божиего слова. Но спасает нас не это; спасает нас сила Божия, 
		благодать Божия, которая постепенно учит нас и может очистить и 
		преобразить нас. Но хотя Бог подает нам Свою благодать неограниченно, 
		мы-то оказываемся способны принять дары Божии лишь в очень малой мере. 
		Мы почти неспособны распахнуть ей свое сердце; решимость изменяет нам; у 
		нас не хватает смелости идти тем же путем, который мы сами избрали, 
		потому что он так прекрасен и животворен. 
		Апостол Павел дает нам образ: мы подобны чахнущим веточкам, привитым, 
		рана к ране, на животворящее дерево, которое есть Христос. Да, мы 
		привиты,- но сколько
		живоносных соков сможет проникнуть в сосуды 
		веточки? Сколько жизни будет 
		дано и принято? Это зависит от того, насколько раскрыты сосуды веточки и 
		сколько соков сможет течь в них свободно, -
		это зависит от нас. 
		Сейчас наступает время поста и собранности, которое приведет нас и 
		поставит лицом к лицу перед Богом, пришедшим и плоти, чтобы спасти нас. 
		Но Его приход- также и суд, потому 
		что нельзя встретить Бога и не оказаться перед судом. И вот, найдется ли 
		в нас что-либо общее, роднящее нас с Сыном Божиим, Который по 
		жертвенной, распинающейся любви отдает Себя в наши руки? Или придется 
		нам встать перед Ним и сказать: я получил все Твои дары, но не принес 
		плода, - как человек из притчи, 
		который получил талант и схоронил, закопав в землю? Будем ли мы, как 
		приглашенные на брачный пир царского сына, которые отказались прийти: 
		один - потому что купил поле; он 
		хотел стать землевладельцем, но земля поработила его; или другой, у 
		которого было дело на земле, и ему некогда было отвлечься от своих 
		занятий ради Бога, ради того, чтобы побыть с Ним. Или как тот, который 
		нашел себе жену по сердцу, и в его сердце не осталось места, чтобы 
		разделить радость царственного жениха? 
		Притча эта будет читаться в конце рождественского поста, перед самым 
		приходом Спасителя, и как мы к ней подготовимся? Будем копить дальше и 
		дальше, не принося плода? 
		Пост не означает, что нужно еще настойчивее, чем обычно, попрошайничать 
		у Бога; пост не означает, что нужно приходить к Причастию чаще обычного. 
		Пост это время, когда мы должны встать перед лицом суда Божиего, 
		вслушаться в голос своей совести- и
		воздержаться от Причастия, 
		если мы не можем приобщиться достойно. А приобщиться достойно означает, 
		что перед каждым Причащением мы должны примириться с теми, с кем мы в 
		раздоре; мы должны остановиться на помышлениях нашего ума и сердца, 
		обличающих нас в измене Богу и неверности людям -
		и сделать что-то в этом направлении; мы 
		должны примириться с Богом Живым, чтобы не оказалось, что Он умирал за 
		нас напрасно. Поэтому задача наша сейчас состоит в том, чтобы глубоко 
		задуматься о себе самих, подвергнуть себя беспощадному, строгому суду и 
		подойти к Приобщению через исповедь, через покаяние, через тщательное 
		испытание собственной жизни, так, чтобы не оказаться осужденными, 
		приступив небрежно к Святой Трапезе. 
		А это предполагает несколько простых, но необходимых вещей: нельзяприступать к Причастию, опоздав к началу 
		литургии; нельзя приступать к 
		Причастию, не приготовив себя, в течение всей предшествующей недели, 
		молитвой, испытанием совести, Правилом перед Причащением. Если Правило 
		слишком длинно, чтобы прочитать его в субботу вечером после всенощной, 
		молитвы его можно распределить на всю неделю, присоединяя их к правилу 
		вечерних и утренних молитв. Во всяком случае дисциплина, которая 
		требуется от нас всегда,
		должна соблюдаться в эти дни еще 
		неукоснительнее. И Православная Церковь учит, что желающие приступить к 
		Причастию должны присутствовать на всенощной в субботу вечерам, так, 
		чтобы подготовиться к встрече с Господом в день Его Воскресения. 
		Это всё- не просто формальные 
		дисциплинарные "правила"; это призывы, которые ведут нас за руку в 
		глубины духовной жизни, к более достойной -
		или, хотя бы, менее недостойной встрече 
		Господа. 
		Вступим поэтому сейчас в Рождественский пост и приготовим себя строгой 
		дисциплиной ума, внимательно испытывая движения сердца: как мы относимся 
		к другим, к себе и к Богу, как мы учимся у Церкви молитве, поклонению и 
		послушанию Божиим заповедям? 
		И отнесемся также более внимательно, чем мы это делаем обычно, к 
		соблюдению физических правил поста. Они рассчитаны на то, чтобы помочь 
		нам отряхнуть расслабленность и потворство своим слабостям, пробудить в 
		нас чуткость и бодрость, не дать нам закоснеть в нашей приземленности, 
		которая мешает нам воспарить к Богу. 
		Соблюдайте эти правила, готовьтесь внимательно через весь Рождественский 
		пост, ожидая пришествия Господня, но не пассивно, а в том состоянии 
		собранного бодрствования, с которым часовой на страже ожидает прибытия 
		своего Царя. Будем помнить, что находиться в присутствии Божием-
		величайшая честь, самое святое, что с нами 
		может случиться; это не "право" наше, а величайшая честь, которую Бог 
		нам оказывает, и будем держать себя соответственно. Аминь! |  
 |