| Митрополит Антоний СурожскийПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ
  
  
    
      | 
		Во имя Отца и Сына и Святого Духа.  
		Мы привыкли думать о смерти как о трагедии, а о рождении ребенка- как о радости, которая наполняет дом и 
		выходит за собственные пределы, и распространяется на тех, кто способен 
		отозваться радостью на радость благословенных родителей. И вот в 
		Рождестве Христовом, в этом празднике, который грядет на нас шаг за 
		шагом и приносит начало новой жизни, нового взаимоотношения с Богом не 
		только для нас, но для обновления всего мира, всего сотворенного 
		космоса, радость и трагичность переплетаются. 
		Каждый из нас рождается в мир из небытия сначала просто в бытие, а 
		затем, шаг за шагом, во всё большую глубину и простор жизни, до дня, 
		когда будут преодолены все ограничения этого тварного, а затем падшего 
		мира, и мы войдем в бескрайность жизни, которая есть любовь. Ибо, в 
		конечном итоге, любовь это ничто иное, как ликующая радость 
		торжествующей жизни, победившей всё и способной поэтому отдаться, 
		отдаться без остатка. А Христос пришел из самой полноты Божества, той 
		полноты, о которой мы и помыслить не можем и которая есть любовь, 
		которая есть вечность. И пришел Он в этот мир с тем, чтобы умереть - 
		этим и трагично Его Рождество, тогда как мы приходим в него для того, 
		чтобы жить.  
		Он пришел для того, чтобы мы были спасены: спасены от нашей 
		разобщенности от Бога. Мы сами неспособны достичь до Него, неспособны 
		преодолеть ту непроходимую пропасть, которую человеческий грех проложил 
		между Богом и человечеством, и отделены от Бога нашим безразличием, тем, 
		что мы привыкли к собственной обезбоженности, одиночеству, и хотя 
		бьемся, боремся и надеемся, но под конец изнемогаем и оканчиваем жизнь 
		смертью, - так часто после бессмысленной в глазах многих, а то и в наших 
		собственных, жизни сходим в обессмысленную могилу. 
		Христос пришел, потому что мы не могли достичь до Бога. Бог пришел к 
		нам; Он понес ответственность не только за Свой первичный акт творения 
		вселенной и нас самих, зная, чего это Ему будет стоить, зная и то, как 
		мы поступим. Но Он взял ответственность за нашу неверность, за то, что 
		мы изменили своему призванию, изменили Ему, изменили друг другу и всей 
		сотворенной вселенной. 
		Своим приходом Он явил бескрайнюю заботу Божией любви к нам. Он не 
		Творец, Который навязал нам существование, а затем наблюдает невзгоды 
		нашей жизни, чтобы в какой-то день поставить нас на суд. Он-
		Творец, Который открыл перед нами путь в 
		жизнь, путь к любви, путь к победе. Он приходит к нам и открывается 
		таким, каким мы Его и помыслить не могли. Он принимает образ раба, Он 
		подлинно становится одним из нас. Его тело подобно нашему, и Его ум, и 
		сердце. Он - один из нас во всем, кроме того, что Он также и Бог, и 
		Божеством пронизаны Его ум, и сердце, и тело, и вся Его природа. И 
		открывая нам в плоти Своей, чту Он есть, Он открывает нам о Боге нечто, 
		чего мы и вообразить себе не могли: Бога, Который ради любви готов 
		отдать нам Себя неограниченно. Вы можете сделать со Мной, что захотите, 
		- Я не перестану вас любить. Вы можете 
		надругаться надо Мной, вы можете отречься от Меня, вы можете замучить 
		Меня, можете предать Меня, можете отвергнуть Меня, можете оплевать Меня, 
		можете распять и убить Меня - Моя 
		любовь не поколеблется. Вольной волей Я становлюсь уязвимым, 
		беспомощным, чтобы вы узнали, что такое Божия любовь -
		и всякая любовь: отдача себя, отдача до 
		конца, без горечи, без отказа. 
		Вот что означает рождение Христа, вот что оно говорит нам, и слово это 
		сугубо верно. Он рождается в смерть. Он рождается на страдание, Он 
		рождается в ограничения тварного и падшего мира для того, чтобы мы 
		поверили в Божественную любовь. А чего ожидает Он от нас?-
		Понимания! Останемся ли мы слепы к Богу, 
		так Себя нам открывшему? Останемся ли мы слепы и к тому человеческому 
		величию, которое Он нам в Себе открыл: потому что ум и сердце, тело и 
		воля воплощенного Сына Божия были подлинно человеческими. Человечество 
		Его было пронизано Божеством, но оно не перестало быть подлинным 
		человечеством. Не значит ли это, что все мы -
		каждый из нас -
		сотворены такими, что мы можем быть не 
		только духоносными, но и Богоносными? Мы можем быть пронизаны Самим 
		Божеством, соединяясь с Тем Богом, Который соединил Себя с нами. 
		Вдумаемся же в то величие, к которому мы призваны, и которое не только 
		обещано или провозглашено нам, но открыто, раскрыто, явлено в личности 
		Господа Иисуса Христа. Задумаемся также об этом рождении в смерть 
		Бессмертного, об этой отдаче Себя, и поставим перед собой вопрос: как мы 
		отзываемся? На что мы обрекаем себя самих, отрекаясь от своего 
		первородства? И как мы поступаем с Богом, Который стал человеком для 
		того, чтобы мы, по древнему присловью, стали богами? 
		Будем радоваться с трепетом, с благоговением, будем радоваться, но 
		получим также и вдохновенье от этого дивного чуда, которое тогда 
		совершилось и продолжает совершаться теперь среди нас. Аминь. |  
 |