Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
		
		Я хочу обратить ваше внимание на два места в сегодняшнем Евангелии. 
		Некто спрашивает Христа, как ему найти путь жизни вечной, и, обращаясь к 
		Нему, называет Его "Учителем благим", а Христос отвечает: Почему ты так 
		Меня называешь? Никто не благ, кроме Самого Бога.
		
		Здесь можно увидеть как бы утверждение Самого Христа, что Он не есть 
		Бог; но если мы прочтем дальше, то увидим, что этим вопросом Он только 
		обращает внимание слушающего на то, как значительно это его 
		свидетельство о благости Спасителя. Если бы действительно Христос 
		признавал, что вопрос, Ему поставленный, не к Нему обращен, Он отказался 
		бы от ответа. Есть другой случай в Евангелии, когда к Нему люди 
		обратились с просьбой разрешить их тяжбу; и Христос ответил: "это не Мое 
		дело", и отказался разрешить поставленный вопрос. Здесь же, обратив их 
		внимание на то, что кроме Бога никто не благ, Он как бы отвечает и на 
		вопрос зародившийся: "А Ты кто? ", потому что Он не замыкается в 
		молчании и не отказывается ответить; именно как Бог, к Которому 
		обратились, Он и даёт ответ о непременном условии вступления в Царство 
		Божие. А эти условия таковы: во-первых, исполнять простую человеческую 
		правду, не быть ниже человеческого достоинства, а вырасти в меру 
		достоинства человека. Он говорит вопрошающему о законе: если ты хочешь 
		войти в Царствие Божие, исполни заповеди; потому что если мы не можем 
		исполнить заповеди, т.е. быть верными в ограниченном отношении, то мы не 
		можем ожидать, что сможем выполнить безграничную заповедь, которую нам 
		даёт Господь о любви, - о любви без ограничений, о любви до 
		самозабвения, о той любви, которая душу свою кладет за друзей, у которой 
		ничего, даже жизнь нельзя отнять, потому что человек сам её отдаёт, и не 
		ради жертвы, а ради милости: жалея и любя.
		
		Дальше Он говорит, что и этого недостаточно, чтобы быть чадом Божиего 
		Царства, потому что Божие Царство это царство людей, ставших свободными, 
		а всякий человек, который надеется на какое-то своё богатство, - 
		пленник. Если мы надеемся на вещественное богатство, то чувства 
		внутреннего покоя, чувства свободы у нас нет, мы боимся потерять 
		богатство, мы за него держимся, и поэтому связаны, как пленники, как 
		узники. Если мы надеемся на человеческие отношения, которые нам дают 
		такое душевное богатство, мы тоже в плену. Если мы надеемся перед Богом 
		на свою праведность, мы тоже рабы, - рабы своего прошлого, и несвободны 
		идти вперед, куда бы нас ни призвал Бог.
		
		Вот от чего нас призывает Господь освободиться: от всякого сознания, что 
		мы чем-то богаты, что у нас что-то есть, на что мы можем рассчитывать, 
		чтобы спастись; ибо спасение - это любовь, это свобода, это установление 
		таких отношений между Богом и нами, между нами и людьми, где ничего нет 
		связывающего, а только всё отдающая, радостно-ликующая любовь 
		освобожденного сердца. Вот почему никто не войдет в Царствие Божие 
		иначе, как обеднев до конца, иначе, как признав, что нет у него ничего, 
		что давало бы ему права, что обеспечивало бы его спасение, также как не 
		может быть у человека ничего, что механически обеспечивало бы для него 
		дружбу, любовь и свободу.
		
		Вдумаемся в этот случай, потому что эти слова, обращенные ко Христу, мы 
		обращаем к Нему постоянно. Что делать? - Начать с того, с чего мы не 
		хотим начать: с того, чтобы выполнять просто, честно, добротно то, что 
		составляет долг человеческой жизни, достойной имени человека, 
		высвобождаясь при этом от всякого рабства, от всякого сознания, будто 
		что-либо нам даёт права по отношению к людям или по отношению к Богу. 
		Если мы так обнищаем, то станем бесконечно богаты, потому что только тот 
		человек, который не считает, что у него есть права, всякую милость 
		принимает с изумлением, с радостью, ликующе. Человек, который "имеет 
		права", ни от кого ничего не может получить, потому что всё, что ему 
		дается Богом или людьми, он считает только справедливым, а не милостью, 
		- и радость он теряет.
		
		Вот чему нам надо научиться: сознавать себя бесконечно, всеконечно, 
		совершенно бесправными. Ничего не требовать, но когда что-либо, будь то 
		самое малое, нам даётся. - принимать это как чудо любви, которую Господь 
		даёт даром и за которую можно только воздать благодарением. Если так 
		настроиться, тогда можно войти в то Царство, где всё - любовь, и ничто 
		не ограничено ни требованием, ни правами, ни ложным богатством. Об этом 
		нам надо задумываться постоянно, потому что вся наша жизнь является 
		отрицанием этого именно места в Евангелии. Мы требуем, мы верим в свои 
		права, мы огорчаемся, когда нас обходят, тогда как нет у нас никаких 
		прав, и никто и ничто нас не может обойти, так что только милость 
		является Царствием Божиим. Аминь.