Митрополит Антоний Сурожский

Путь вечной жизни

(Лк. XVIII, 18-27)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Я хочу обратить ваше внимание на два места в сегодняшнем Евангелии. Некто спрашивает Христа, как ему найти путь жизни вечной, и, обращаясь к Нему, называет Его "Учителем благим", а Христос отвечает: Почему ты так Меня называешь? Никто не благ, кроме Самого Бога.

Здесь можно увидеть как бы утверждение Самого Христа, что Он не есть Бог; но если мы прочтем дальше, то увидим, что этим вопросом Он только обращает внимание слушающего на то, как значительно это его свидетельство о благости Спасителя. Если бы действительно Христос признавал, что вопрос, Ему поставленный, не к Нему обращен, Он отказался бы от ответа. Есть другой случай в Евангелии, когда к Нему люди обратились с просьбой разрешить их тяжбу; и Христос ответил: "это не Мое дело", и отказался разрешить поставленный вопрос. Здесь же, обратив их внимание на то, что кроме Бога никто не благ, Он как бы отвечает и на вопрос зародившийся: "А Ты кто? ", потому что Он не замыкается в молчании и не отказывается ответить; именно как Бог, к Которому обратились, Он и даёт ответ о непременном условии вступления в Царство Божие. А эти условия таковы: во-первых, исполнять простую человеческую правду, не быть ниже человеческого достоинства, а вырасти в меру достоинства человека. Он говорит вопрошающему о законе: если ты хочешь войти в Царствие Божие, исполни заповеди; потому что если мы не можем исполнить заповеди, т.е. быть верными в ограниченном отношении, то мы не можем ожидать, что сможем выполнить безграничную заповедь, которую нам даёт Господь о любви, - о любви без ограничений, о любви до самозабвения, о той любви, которая душу свою кладет за друзей, у которой ничего, даже жизнь нельзя отнять, потому что человек сам её отдаёт, и не ради жертвы, а ради милости: жалея и любя.

Дальше Он говорит, что и этого недостаточно, чтобы быть чадом Божиего Царства, потому что Божие Царство это царство людей, ставших свободными, а всякий человек, который надеется на какое-то своё богатство, - пленник. Если мы надеемся на вещественное богатство, то чувства внутреннего покоя, чувства свободы у нас нет, мы боимся потерять богатство, мы за него держимся, и поэтому связаны, как пленники, как узники. Если мы надеемся на человеческие отношения, которые нам дают такое душевное богатство, мы тоже в плену. Если мы надеемся перед Богом на свою праведность, мы тоже рабы, - рабы своего прошлого, и несвободны идти вперед, куда бы нас ни призвал Бог.

Вот от чего нас призывает Господь освободиться: от всякого сознания, что мы чем-то богаты, что у нас что-то есть, на что мы можем рассчитывать, чтобы спастись; ибо спасение - это любовь, это свобода, это установление таких отношений между Богом и нами, между нами и людьми, где ничего нет связывающего, а только всё отдающая, радостно-ликующая любовь освобожденного сердца. Вот почему никто не войдет в Царствие Божие иначе, как обеднев до конца, иначе, как признав, что нет у него ничего, что давало бы ему права, что обеспечивало бы его спасение, также как не может быть у человека ничего, что механически обеспечивало бы для него дружбу, любовь и свободу.

Вдумаемся в этот случай, потому что эти слова, обращенные ко Христу, мы обращаем к Нему постоянно. Что делать? - Начать с того, с чего мы не хотим начать: с того, чтобы выполнять просто, честно, добротно то, что составляет долг человеческой жизни, достойной имени человека, высвобождаясь при этом от всякого рабства, от всякого сознания, будто что-либо нам даёт права по отношению к людям или по отношению к Богу. Если мы так обнищаем, то станем бесконечно богаты, потому что только тот человек, который не считает, что у него есть права, всякую милость принимает с изумлением, с радостью, ликующе. Человек, который "имеет права", ни от кого ничего не может получить, потому что всё, что ему дается Богом или людьми, он считает только справедливым, а не милостью, - и радость он теряет.

Вот чему нам надо научиться: сознавать себя бесконечно, всеконечно, совершенно бесправными. Ничего не требовать, но когда что-либо, будь то самое малое, нам даётся. - принимать это как чудо любви, которую Господь даёт даром и за которую можно только воздать благодарением. Если так настроиться, тогда можно войти в то Царство, где всё - любовь, и ничто не ограничено ни требованием, ни правами, ни ложным богатством. Об этом нам надо задумываться постоянно, потому что вся наша жизнь является отрицанием этого именно места в Евангелии. Мы требуем, мы верим в свои права, мы огорчаемся, когда нас обходят, тогда как нет у нас никаких прав, и никто и ничто нас не может обойти, так что только милость является Царствием Божиим. Аминь.



Электронная библиотека "Митрополит Сурожский Антоний"
Telegram-канал "Антоний Сурожский. Проповеди"
Книги Митрополита Антония Сурожского на OZON
 

/ Рейтинг@Mail.ru