Митрополит Антоний Сурожский

Исцеление слепца Вартимея

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

С сегодняшнего дня мы вступаем в подготовительные недели к Великому Посту. И открывается это время напоминанием о нашей слепоте, рассказом о том, как Спаситель Христос вернул зрение человеку, много лет его не имевшему и сидевшему при пути обездоленным, слепым, нищим.

Мы все в той или иной мере нищие, не обладающие богатством Божиего Царства; и прежде всего, потому что мы слепы. Видимое нам закрывает невидимое; кажущееся нас ослепляет к тому, что на самом деле есть. Если мы читаем Евангелие, мы в нем всё время встречаем людей, которые в глазах всех окружающих были грешниками, к жизни непригодными, недостойными человеческого общения. И в них Христос Своим прозрением умел видеть того человека, которого создавал Бог первоначально и которым этот, отверженный другими людьми, человек мог стать, если бы только в него поверили, если бы только глаза окружающих людей открылись и не были больше ослеплены видимым, а начали бы прозревать невидимое.

Один духовный писатель спрашивает: почему, когда жены-мироносицы пришли ко гробу Господню, они не смогли видеть Христа? Почему Мария Магдалина была так слепа, что не могла видеть ангелов? Почему Петр пришел ко гробу и ничего не увидел?.. И ответ, который дается этим писателем, мог бы нам послужить уроком. Мария Магдалина не видела того, что было перед ее глазами, потому что она вся была погружена в свое горе: кроме себя она не ощущала ничего, кроме своего горя она не переживала ничего. Глаза ее были обращены внутрьно не в глубины, а в боль, которая раздирала ее душу. А Петр тоже ничего не мог видеть: он весь был погружен в сознание своей греховности, своей измены Христу, он только об этом мог думать, он только себя мог ощутить, он ничего не видел вокруг себя, кроме того мрака, который окутывал его сознание: горе... И он тоже был слеп к видению ангелов.

Разве не так бывает с нами? Разве наша погруженность в наше горе, наши заботы, нашу в том или в другом отношении вину не закрывают наши глаза к невидимому? А вера — это именно зрение вещей невидимых; зрение, уверенность, что они есть,не зрение глазами, но глубоким ощущением души. Вот почему Христос говорит так часто: «Вера твоя тебя спасла» потому что человек вдруг оторвался от себя, оторвался от обычного, от видимого, от того, что так достоверно, и поверил, что помимо этого есть невидимое, гораздо более глубокое, широкое, значительное, чем то видимое, к которому он прильнул.

Мы все слепы, видимое для нас закрывает всю Божию любовь, всю красоту нашего ближнего, все дивные возможности собственной нашей души и души ближнего. И мы можем вырваться из этого плена видимому, только сказав: Верую!и посмотрев новыми глазами на себя, на всё окружающее и на Бога, и тогда начнется новая жизнь. Аминь.



Электронная библиотека "Митрополит Сурожский Антоний"
Telegram-канал "Антоний Сурожский. Проповеди"
Книги Митрополита Антония Сурожского на OZON
 

/ Рейтинг@Mail.ru