| 
		Во имя Отца и Сына и Святого Духа. 
		Вся церковная мысль, всё сердце Церкви устремлены сейчас к Страстным 
		дням и к Воскресению Христову. И Церковь заботливо призывает нас 
		серьёзно готовиться к этой встрече со Страстями и Воскресением. Как 
		будем мы стоять перед лицом Христовых Страстей, если сами сознаём, что 
		мы во власти всех тех сил, которые погубили Христа на Кресте? Как можем 
		мы, в храме ли, в частной ли нашей молитве и даже в нашем горьком 
		безмолитвии стоять перед лицом того, что случилось, если мы знаем- не только умом, но всей душой - что 
		случившееся вновь бы повторилось, если мы бы были на месте Христовых 
		предателей, распинателей или просто тех, которые по страху не сказали ни 
		слова в защиту Бога, ставшего человеком для нашего спасения? И поэтому 
		Церковь нас зовёт, настоятельно, требовательно зовёт к тому, чтобы мы 
		готовились к этой встрече, чтобы каменное, ожестевшее, холодное наше 
		сердце мы вспахали, пусть и ценой острой боли, и согрели так, чтобы 
		встреча со Христом, если это даже встреча виновных с их жертвой, была бы 
		встречей покаяния, криком души о помиловании, об исцелении, о спасении. 
		Сейчас мы находимся еще далеко будто от цели этого пути. В течение 
		нескольких недель, до поста, Церковь нам напоминает шаг за шагом о тех 
		основныхгрехах, которые не 
		только нас отделяют от Бога, но которые привели Христа к крестной 
		смерти. И вот, в течение этих подготовительных недель нам надо думать о 
		себе, чтобы, когда настанет пост, нам уже о себе не нужно было думать, а 
		можно было бы думать только о Христе, грядущем к вольной страсти, 
		вступающем в страстные дни, побеждающем смертью смерть, воскресающем 
		победой, зовущем нас стать детьми Царства Божия, чадами света и жизни. 
		Перед нами уже прошло несколько образов. в 
		лице Закхея перед каждым из нас был поставлен вопрос: как, перед чьим 
		судом ты стоишь? Перед человеческим судом, порабощённый и побеждённый 
		своим тщеславием, или перед судом Божиим, который тебе даёт силу 
		победить тщеславие и, не обращая внимания ни на какой человеческий суд,
		идти ко Христу, потому что
		только в Нём твоё спасение?.. 
		Мытарь и фарисей поставили перед нами вопрос о формальной, холодной 
		праведности, соединенной с гордыней, и сокрушённым сердцем грешника, 
		который еще оставался 
		грешником, но умел каяться, осознал свое недостоинство, сумел увидеть, 
		пережить святость Божию и преклониться перед ней. 
		И сегодня блудный сын нам напоминает о том, что, подобно ему, мы всё 
		получили от Бога и унесли всё 
		в далёкую страну, от Бога подальше, чтобы жить по своей воле, по 
		влечению своего сердца и своих страстей. Он - опомнился, голод ему 
		напомнил об отчем доме. Мы не голодаем, но и над нами висит болезнь, 
		смерть, скорбь. Неужели они нам не напомнят о том, что есть где-то отчий 
		дом, но что мы так от него далеки, что должны тоже, как блудный сын, 
		опомниться и пуститься в путь, начать идти к этому дому, в покаянии и в 
		надежде. В покаянии - т.е. в сознании, что мы недостойны быть детьми Божиими, и вместе с этим, с надеждой, потому что Бог 
		и наш Спаситель, 
		и наш Отец; Он нам родной, мы Ему свои. 
		Следующее воскресенье мы будем вспоминать о Страшном Суде. Если мы не 
		встретим Бога Спасителем, рано или поздно Он встанет перед нами Судьей; 
		что же мы тогда скажем? Христос говорит в
		Евангелии: Пока ты еще находишься на пути - 
		договорись с своим соперником... И Отцы Церкви нам объясняют, что этот 
		соперник - не наш ближний, который имеет на нас жалобу и с которым нам 
		надо примириться; вернее, не только он, но и наша совесть, которая шаг 
		за шагом, каждое мгновение с нами идёт, напоминая, упрекая, побуждая 
		нас, напоминая нам о нашем первородном достоинстве и о том, как низко мы 
		пали. Примиримся с нашей совестью! Она несговорчива, нам не примириться 
		с ней на наших условиях; мы должны с ней примириться на её условиях, на 
		условиях любви, правды, чистоты. Пока мы еще на пути, будем мириться с 
		совестью нашей, с ближним нашим, с Богом нашим. И давайте сделаем это 
		теперь, спеша, потому что в любое мгновение каждый из нас может умереть 
		и стать перед судом, может окаменеть так, что уже не разобьешь этого 
		каменного сердца, оно может так глубоко охладеть, что его ничем уже не 
		согреешь - что будет тогда? Будем 
		теперь мириться между собой и с собой и с 
		Богом; и будем готовы, когда наступит Прощёное воскресенье, и дать и 
		получить прощение и войти в Великий Пост готовыми уже не о себе думать, 
		а о Христе, и вместе с Ним восходить шаг за шагом, с трепетом, с ужасом, 
		как шли апостолы в тот Иерусалим, где Ему надлежало умереть и где (мы 
		знаем, апостолы этого не знали) Он воскреснет во славе нам во спасение. 
		Аминь. |