| Митрополит Антоний СурожскийНЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ
  
  
    
      | 
		Во имя Отца и Сына и Святого Духа. 
		Сегодня Воскресенье о Страшном суде. Придет день, когда мы все встанем 
		перед Богом, каждый из нас со своей жатвой, и, как говорит Книга 
		Откровения, каждое царство и каждый народ с жатвой своей славы и своего 
		позора. 
		В этот день время веры пройдет; потому что вера-
		это уверенность в вещах невидимых, а в тот 
		день, в ослепительном сиянии славы Божией, мы уже будем видеть; мы будем 
		видеть Бога, как Он видит нас, мы узнаем Его, как Он знает нас. 
		И время надежды пройдет, потому что надежда-
		это ожидание, а в тот день всё уже 
		исполнится; это будет восьмой день, последний день становления; это 
		будет первый день вечности. 
		И на этом пороге мы будем стоять; с чем мы предстанем? Каков будет плод 
		всей жизни, каждого из нас в отдельности, всех нас в нашей целокупности? 
		Не как толпы разобщенных личностей, но как живого тела людей, которые 
		все были крещены во Христа, в единство, все призваны, силой Святого 
		Духа, в Единородном Сыне Божием быть единородным сыном Божиим. С чем мы 
		предстанем тогда? Когда вера и надежда пройдут, единственное, что 
		останется, будет любовь. 
		И сегодняшняя притча говорит об этом; не столько об ужасе, о страхе, 
		который, может, и охватит нас, сковав наши сердца, или наоборот, 
		охватит, как огонь, в котором мы сгорим мгновенно. Притча говорит о том 
		предстоянии, когда мы увидим, что весь смысл жизни была любовь, и 
		спросим себя: есть ли во мне хоть капля любви? Принес ли я плод любви? 
		Притча не обещает, что мы будем оправданы, потому что говорили себе и 
		другим, что верим в Бога, потому что называли себя учениками Христа. Он 
		Сам сказал: в тот день тех из нас, которые не жили евангельски, не были 
		Его учениками во всей правде, Он за Своих не признает. Но мы, может 
		быть, скажем: не молились ли мы в Твоих храмах? Не творили ли мы даже 
		чудес Твоим именем?- и Он ответит:
		Отойдите,
		делатели неправды… 
		Но на что мы можем тогда надеяться? Притча говорит об этом так ясно, и 
		это можно выразить одним словом: если вы были человечны,
		тогда вы принадлежите Царству. Если не были 
		человечны, то не принадлежите... Христос не ставит вопросов о вере; Он 
		ставит вопрос о том, было ли в наших сердцах сострадание, умели ли мы 
		видеть страдание вокруг нас и отозваться -
		или же нет. И если мы отозвались, то мы Ему 
		родные. 
		Но в этой притче есть еще что-то даже более дивное; она обращена не 
		только к христианам, к ученикам и верующим. Когда Христос скажет тем, 
		кто был полон сострадания, полон любви: вы сделали всё, что нужно: вы 
		накормили голодного, вы приютили бездомного, вы посетили больного, вы не 
		постыдились признать за брата того, кто был в тюрьме-
		все эти люди ответят: Но когда мы видели 
		Тебя?.. И Христос скажет: что вы сделали одному из Моих братьев, вы Мне 
		сделали... 
		Не дивно ли подумать, что любовь- 
		как мост, перекинутый над любой бездной, что любовь выдерживает и 
		торжествует над любым испытанием; что быть человечным даже не значит 
		видеть в брате образ Божий, видеть в брате кого-то, кого любит Бог, за 
		кого Он положил Свою жизнь. Достаточно увидеть в нашем ближнем его нужду 
		в сострадании; увидеть человека, ничего больше -
		и тогда окажется, что мы поступили 
		правильно. 
		Хочу сегодня сказать еще об одном. Сегодня день, когда мы вспоминаем 
		Страшный суд, но это также начало поста; с сегодняшнего дня православные 
		воздерживаются от мяса. Есть ли в этом какой-то смысл, кроме подвига и 
		дисциплины? Да, думаю, что есть. В9-й
		главе книги Бытия есть страшный отрывок. 
		После потопа, когда человечество стало еще более слабым, чем прежде, еще 
		менее укорененным в Боге, более трагично одиноким, более трагично 
		зависимым от твари, потеряв общение с нетварным, Бог говорит Ною: теперь 
		всё движущееся на земле, все твари будут вашей пищей; они будут вам в 
		пищу, а вы будете им в страх... Это то взаимоотношение, которое 
		человеческий грех, потеря Бога, установит между нами и всем тварным 
		миром, но особенно мучительно и чудовищно -
		с животным миром. И воздержанием от мяса во 
		время поста мы свидетельствуем, что мы это понимаем и -
		о, в какой малой мере! -
		стремимся искупить. Мы -
		страх тварного мира; мы разрушаем его, мы 
		портим и загрязняем его, а призваны мы были изначала вести его в 
		вечность, в славу Божию, в совершенную красоту, которую Бог задумал для 
		всей твари. Мы были призваны сделать из этого нашего мира собственный 
		мир Божий, Божие Царство -
		не в том смысле, что Он властвует над нами, 
		а в том, что это Его семья: место, где Он живет среди Своей твари и где 
		творения Божии могут ликовать о Нем и друг о друге. 
		Поэтому будем помнить, что в ту меру, в какую мы будем верными призыву 
		Церкви- это не только акт, которым 
		мы стараемся освободиться от подвластности материальному миру, но и 
		признание нашего греха против мира; и хоть в этой малой мере -
		усилие исцелить наносимую нами порчу, 
		свидетельство, что мы понимаем, что мы сокрушаемся сердцем, и что даже 
		если мы не можем жить иначе, мы болеем душой, стыдимся и поворачиваемся 
		к Богу и к миру, к которому мы относимся так беспощадно, с сокрушенным и 
		кающимся сердцем. Аминь! |  
 |