| 
		Во имя Отца и Сына и Святого Духа. 
		У преддверия светлого, животворящего Поста мы вспоминаем изгнание 
		адамово из рая, трагический момент, когда человек разобщился с Богом, 
		потерял животворящее единство с Ним и остался один на земле. Как пишет 
		один западный богослов, повернувшись спиной к Богу, человек оказался без 
		Бога, и ничего не осталось ему как только умереть, потому что только в 
		Боге, только в живом общении с Ним — та жизнь, которой ничто не может 
		отнять, Божественная жизнь, бьющая ключом в человеке. Мы вспоминаем этот 
		день, и как бы глубоко мы ни вдумывались в это страшное событие, когда в 
		лице Адама всё человечество осиротело страшным, смертоносным сиротством, 
		мы всё же не можем так его пережить, как пережил человек, который до 
		того всецело жил с Богом, всецело с Ним общался, для которого Бог был 
		жизнью, и радостью, и раем. 
		Не можем мы так же пережить эту осиротелость, как переживают ее святые, 
		которые хоть краем души или глубинами своего существа прикоснулись 
		Божественной жизни, приобщились Богу и, однако, находятся в этом мире 
		одиночества, в этом мире, где качествует смерть, потому что человек 
		отпал от Бога. 
		И хочется мне сегодня прочесть вам несколько строк, написанных старцем 
		Силуаном, который так глубоко переживал и свою живую, животворящую 
		встречу с Богом, и трагедию человеческого сиротства: 
		"Скучает душа моя о Господе, и слезно ищу 
		Его. Как мне Тебя не искать? Ты прежде взыскал меня и дал мне 
		насладиться Духом Твоим Святым, и душа моя возлюбила Тебя. Ты видишь, 
		Господи, печаль мою и слезы: если бы Ты не привлек меня Своей любовью, 
		то не искал бы я Тебя так, как ищу. Но Дух Твой дал мне познать Тебя, и 
		радуется душа моя, что Ты — мой Бог и Господь, и до слез скучаю я по 
		Тебе. 
		Скучает душа моя о Боге, и слезно ищет Его. Милостивый Господи, Ты 
		видишь падение мое и скорбь мою! Но смиренно прошу Твою милость: излей 
		на меня, грешного, благодать Твоего Святого Духа. Память о ней влечет 
		мой ум снова найти Твое милосердие. Господи, дай мне смиренного духа 
		Твоего, дабы снова я не потерял бы Твою благодать, и не стал бы рыдать о 
		ней, как рыдал Адам о рае и о Боге..." 
		В жизни каждого из нас бывает дивное мгновение — иногда единственное, 
		иногда повторяющееся, — когда вдруг Бог станет так близок, когда оживет 
		душа, когда встрепенется сердце, когда ум станет глубок и тих, как 
		глубокое, невозмущенное озеро, когда всем существом своим мы чувствуем, 
		что мы ожили, и что мы можем жить в Боге, жить вовек. 
		Каждому из нас надо войти в себя, погрузиться в самую свою глубь в 
		поисках этого или этих мгновений, и вновь их пережить со всей силой, на 
		которую мы способны, и тогда взглянуть на то, 
		что значит наше отпадение от Бога, от 
		жизни. И только тогда сможем мы дрогнуть сердцем, дрогнуть всем 
		существом своим от ужаса и боли нашего сиротства и нашей измены. Бог 
		верен, — неверны только мы. 
		Встрепенемся же напоследок сегодня, когда вечером мы приступим к Богу в 
		обряде прощения, прося Его нас простить, прося Его нас принять, как отец 
		принял блудного сына — без одного слова упрека, только со слезами 
		жалости о нас и со слезами радости о том, что мы к Нему возвращаемся 
		покаянием, посильной любовью и намерением изо всех сил остаться Ему 
		верными до конца. 
		Когда будем подходить сегодня и поклоняться иконе Спасителя и Божией 
		Матери, помолимся, чтобы примирил нас Господь с Собой, чтобы дал Он нам 
		вновь ожить. И поклоняясь Божией Матери, вспомним, что наш грех: и общий 
		человеческий грех, и наш общинный грех, и мой частный грех были причиной 
		и ужаса Гефсиманского сада, и крестной смерти Спасителя, и 
		Богооставленности Его на кресте, и сошествия во ад, и воскликнем Ей: О, 
		Матерь! Прости! Если Ты нам простишь это, то никакая сила не сможет нас 
		осудить... 
		И войдем в пост прощенными и благословенными Божией Материю, прощенными 
		и принятыми Богом нашим и Отцом ради крестной любви Сына Единородного, 
		отдавшего Свою жизнь и Свою смерть за нас. И вступим в этот пост не с 
		горечью, а с радостью. Потому что Пост — это весна духовная, это время, 
		когда мы можем ожить, это наше восхождение к святой, животворящей, 
		дивной Пасхе Господней, которая предвозвещает нам всеконечную Пасху, 
		победу Божию, жизнь вечную, торжество Духа Святого в нас и радость 
		нескончаемую. Аминь. |