| Митрополит Антоний СурожскийНеделя Торжества Православия
  
  
    
      | 
		Во имя Отца и Сына и Святого Духа. 
		Мы празднуем сегодня день Торжества Православия: не торжества 
		православных людей над другими людьми, а торжества о том, что 
		Православие как свет — сияет, как огоньгорит, как жизнь —
		течет по всему миру. И опять-таки: не 
		только церковное наше Православие, но нечто гораздо большее того, что мы 
		можем вместить. Однажды отец Софроний мне сказал: «Никто не должен бы 
		дерзать называть себя православным христианином, потому что быть 
		православным, в полном смысле этого слова, это значит знать Бога Таким, 
		Какой Он есть, и поклоняться Ему духом и истиной достойно Его святости». 
		И кто из нас, кто из православных всех времен мог бы похвалиться, что он 
		так знает Бога, что он так Ему 
		поклоняется?.. 
		Православие есть знание Бога— не о 
		Нем, а Его Самого, глубокое, личное знание, и трепетное, благоговейное 
		поклонение перед Ним. И поэтому мы можем поистине ликовать, что, 
		несмотря на все препятствия, которые каждый из нас и все мы в 
		совокупности ставим перед Богом, Он открывается нам, Он покоряет нас, Он 
		изливает в нас Свой свет, Свою жизнь, знание и познание о Себе, и 
		повергает нас долу — не в унижении, 
		о нет! — а в сознании Его величия, 
		святости, неизреченной красоты, которые нас побуждают поклониться Ему 
		всей любовью, всем трепетом, всем изумлением и восхищением нашей души. 
		И такое понимание Православия наполняет сердце и ум радостью о том, что 
		далеко за пределами Православной Церкви это Богопознание,
		это поклонение Богу пронизывает души 
		миллионов и миллионов людей — и тех, 
		кто исповедует Христа, и тех, которые не встретили Христа, но чуют Бога 
		Живого, чудо Божие, и поклоняются Ему всей душой, всем умом, всей 
		жизнью. 
		Сознание Православия — это зрение воды живой, текущей вовсем мире и питающей всех, кто ищет правды, 
		и истины, и жизни, и любви. И в этом ликование наше: что Бог покоряет 
		Себе, пронизывает Собой, приводит в Свое Царство несметное количество 
		людей, о которых мы сами не имеем и понятия. Потому что Бог видит 
		сердца, Бог благословляет и намерение, и делание, и, по учению апостола 
		Павла, приемлет молитвы каждого — не 
		только христианина, не только ветхозаветного иудея, но и язычника, и 
		ищущего. Как это дивно! 
		Есть молитва свт. Василия Великого, чью литургию мы впервые в этом посту 
		сейчас совершаем, в которой он просит благословения Божия тем, кто Его 
		знает, и тем, кто Его еще не познал, и тем, кто противится Его слову, 
		потому что они не могут понять путей Божиих и еще не встали в безмолвном 
		ужасе, в трепете перед тайной жизни. 
		Как велико, как широко и бездонно это Православие! Да, мы ликуем о том, 
		что Православие победило на Соборах все древние ереси, всякую ложь на 
		Бога, на человека, на Матерь Божию, на тварь, на жизнь, и Соборы 
		произнесли решительные слова истины. Но эти слова произнесены не в 
		унижение тех, которые не знали пути своего, а для того, чтобы свет 
		воссиял в их уме и в их сердце, чтобы и для них началась новая жизнь, не 
		только в зачатке, но в той полноте, которую обещал нам Господь. 
		Православие— путь крестный для 
		православных. Мы должны не только дать Богу проникнуть в наши глубины, 
		рассеять в нас всякую тьму, победить всякое зло, нас покорить силой 
		Своей любви; но и силой, как бы в жерновах, смолоть нас, чтобы мы стали 
		доброй мукой, способной стать хлебом освящения. Мы должны не только дать 
		Богу простор действовать, но мы должны стать и быть, всегда, каждое 
		мгновение жизни нашей, сотрудниками Божиими, открывая Ему путь, 
		отрекаясь в себе от всего того, что недостойно Его, отвергая себя, зная 
		только Христа распятого за нас, и воскресшего, как обещание славы и 
		спасения наших. Тогда и мы станем участниками подвига тех великих отцов 
		и матерей, которыми истина и жизнь и свет воссияли в мире и которые 
		открыли другим путь жизни. 
		Вступим же вновь и вновь, не жалея себя, забывая о себе, в этот путь; 
		станем сотрудниками Божиими в Его победе над нами, прежде всего, над 
		всякой неправдой, над всякой ложью, над всякой тьмой, над всяким 
		отсутствием или оскудением любви; и тогда мы станем сынами света, сынами 
		Божиими, как стали те, которых мы сегодня вспоминаем в благоговейной, 
		благодарной, радостной молитве. Аминь. |  
 |