| 
		Христос воскресе! 
		Мне хотелось бы поделиться с вами некоторыми собственными мыслями по 
		вопросу о сомнении в области науки и в области веры. Это для меня 
		чрезвычайно интересно и важно, потому что я сам получил научное 
		образование и долгие годы был врачом, а теперь являюсь священником. И 
		мне хотелось бы сказать именно о творческом значении сомнения как для 
		верующего, так и для ученого. Творческое значение сомнения чрезвычайно 
		важно для одного - в области его веры, для другого - в области его 
		философского и научного исследования жизни. 
		Часто верующие пугаются сомнения. Им кажется, что усомниться - это уже 
		изменить. На самом деле это далеко не так. Сомнение появляется у 
		человека тогда, когда однообразность, односторонность его мировоззрения 
		сталкивается с новыми фактами, - фактами, которые ему представляет 
		жизнь, внутренний и внешний опыт. И человек должен бы хвататься за 
		сомнение как за одну из самых творческих возможностей внутреннего, 
		умственного и душевного, роста. Усомниться вовсе не значит поставить 
		истину под вопрос, - это значит ставить под вопрос свое очень 
		ограниченное представление об истине. И в этом отношении всякий человек, 
		который не согласен отойти от раз принятых представлений, будь он 
		материалист или верующий, с одной стороны, будет дрожать при мысли о 
		сомнении, а с другой - никогда не 
		перерастет своей ограниченности.  
		Когда ученый, исследователь построил на основании всех существующих 
		фактов теорию или мировоззрение или гипотезу, если он добросовестный 
		человек, если он хочет прогресса науки, а не прославления своего имени, 
		он сразу же принимается за критику своего же мировоззрения или гипотезы 
		и за дальнейшее исследование. И цель его именно в том, чтобы обрести 
		новые факты, которые поставят под обстрел его собственную теорию; иначе 
		сказать, родят сомнение, т.е. 
		двойственность в отношении к существующему мировоззрению. И когда он 
		такие факты находит, он с радостью в них углубляется, потому что тогда, 
		когда рухнет прежняя гипотеза, откроется возможность построить более 
		истинное представление о вещах. В этом отношении сомнение ученого точно 
		такое же творческое, как сомнение верующего, и наоборот: потому что 
		предмет сомнения, которое входит иногда в душу верующего, вовсе не Бог, 
		не истина, а ограниченное о них представление. И поэтому сомнение 
		является одной из самых сильных творческих сил внутреннего роста и 
		познавания мира как видимого, так и невидимого. |