| 
  
Митрополит Антоний СурожскийО богатом юноше и о призвании безработных(Мф. 19,16-26 и Мф. 20,1-16)
    
      | 
		Во имя Отца и Сына и Святого Духа. 
		Сегодня, по моей вине,мы 
		читали два различных Евангелия: на славянском языке одно, на английском 
		языке другое. Но они так созвучны, что мне хочется соединить эти два 
		чтения и на вопрос, который поставлен в одном, ответить вторым. 
		Вопрос, который ставится в первом чтении перед каждым из нас, а не 
		только перед тогдашними слушателями Христа: кто же может спастись, если 
		так высок идеал христианской жизни? Если так велик человек во Христе и в 
		Евангелии, то кто же может надеяться вырасти в то, что апостол Павел 
		называет полной мерой роста Христова? кто может вырасти в уровень со 
		Христом Спасителем? Никто, конечно. Но значит ли это, что для нас 
		заказан путь ко спасению?  
		Кто может спастись... Если мы обращаемся к Ветхому Завету-
		чистый сердцем, не лукавый, прямой человек, 
		не творящий зла своему ближнему, человек верного сердца по отношению к 
		Богу и по отношению к людям. Но снова встает вопрос:
		кто
		же может спастись? Кто о себе может 
		сказать: у меня сердце чистое, очищенный разум, прямая, не колеблющаяся 
		воля к добру? Кто может сказать, что верен Богу и верен людям?..
		Кто же 
		тогда спастись может? Целой жизни не хватит, чтобы вырасти в такую меру. 
		И вот в Евангелии есть несколько мест, которые дают нам такую надежду, 
		потому что все они сводятся- и то 
		чтение, которое я сегодня читал по ошибке, и другие чтения, которые в 
		воскресные и в другие дни читаются - 
		все они сводятся к тому, что ты спасен, потому что ты Богом любим, 
		потому что ты Ему дорог, потому что цена, которую Он готов заплатить как 
		бы в выкуп за тебя, это - вся жизнь, 
		и всё страдание, и вся смерть, и вся слава Единородного Сына Божия, 
		Иисуса Христа, пришедшего в мир грешныя спасти... 
		Сегодняшнее славянское чтение из Евангелия нам говорит, что были люди, 
		которые с первого мгновения пошли трудиться в Божий виноград и трудились 
		до вечера: до вечера своей жизни, до вечера человеческой истории, до 
		времени, когда нашёл конец. Были другие, которые стояли праздны и три, и 
		шесть, и девять часов- и тех застал 
		Господь, и призвал, и они отозвались, и вступили в труд первых. И 
		Господь их принял - не за количество 
		труда, а за то, что они сердцем и жизнью отозвались на Его призыв; не за 
		то, что они работали столько же, сколько другие, так же хорошо или 
		лучше, нежели другие. Господь их принял, потому, что на зов Божий быть 
		благородными, вырасти в меру подлинного человека, стать свидетелями 
		Божиими на земле, они отозвались жизнью, откликнулись и вошли в труд 
		Божий и в труд других людей... 
		И другое есть место: притча о званных, которые отказались прийти, и о 
		нищих, убогих, хромых, которых Господь велел собрать на царский пир. Они 
		шли, верно, с ужасом в сердце: ведь эти лохмотья, эта запыленность, это 
		последнее обеднение, это уродство, эта болезнь, конечно, не описывают их 
		телесное состояние, но их душевно-духовное состояние. И когда они были 
		призваны Богом явиться перед Его всесветлые очи, они с ужасом думали о 
		суде, потому что не дошло до них слово Христово: Я пришел не судить, а 
		спасти мир... Шли они, ожидая суда, возмездия,-
		и были приняты ангелами Божиими, омыты, 
		очищены, одеты и введены в пир Господень... Эти были спасены -
		да! - 
		милостью Божией, но не только. Спас их также последний ужас, который их 
		охватил, когда вдруг они поняли, что они идут на суд и что теперь 
		откроется не только темная их жизнь, а откроется то, что они жили-то 
		напрасно, что весь смысл жизни, который в любви -
		они проглядели... Покаянием они вошли в 
		Царство Божие. 
		И вот ответ, который дает нам Евангелие, - обнадеживающий, радостный, 
		светлый ответ: Покайся! Пойми, что зло-
		не твой путь, что зло это уродство, это 
		раны, это убожество, это лохмотья. Отвернись от него! Если даже ты 
		останешься его пленником - 
		возненавидь его, и возлюби красоту, и правду, и истину, и добро; возлюби 
		ближнего и Бога, и себя самого увидь в той славе и красоте, в которой 
		теперь видит тебя Господь наперед, зная, каким ты будешь, когда ты 
		придешь, и Он тебя очистит и сделает новым. Но медлить нельзя: не 
		потому, что придет страшный суд, а потому, что если мы это понимаем 
		- как не устремиться всем сердцем, всей 
		душой, всей силой, всей немощью, всей мечтой, желанием своим к тому, 
		чтобы Бога обрадовать нашим хотя бы поздним ответом, отзывом, и сказать: 
		Да, Господи -
		Ты зовешь: иду! Верую, - помоги моему 
		неверию! Ты - Путь; будь моим путем, 
		Ты - Истина; будь моей истиной, Ты 
		Жизнь - дай мне Твою жизнь! Аминь. |  
 |