| 
  
Митрополит Антоний СурожскийО злых виноградарях(Мф 21:33–42)
    
      | Во имя Отцаи
		Сына и Святого Духа. В течение всего Великого Поста и всех недель, которые 
		следуют за Пасхой и за Пятидесятницей, мы читаем Евангелие о том, как 
		Господь проявил Свою милость, Свою любовь и Свою спасающую силу в 
		человеческом роде. Читаем о древнем и читаем о евангельском. И вот 
		сегодня, как бы прерывая этот ряд торжественных, радостных чтений, 
		встает перед нами очень страшное евангельское чтение: рассказ о 
		виноградарях, которые оказались предателями. Зта притча ведь отображает 
		всю историю человеческого рода; но в контексте всего, что было раньше 
		прочитано, еще она говорит нам о той страшной, в самом сильном смысле 
		этого слова, страшной неблагодарности, которую не только человечество, 
		но все мы проявляем по отношению в Богу. Перед лицом всей Его любви, 
		перед лицом всех Его чудес, всего того, что Он совершил, мы остаемся 
		бесчувственны и себялюбивы, думаем о себе, не думаем о ближнем, еще 
		меньше думаем о Боге: неблагодарность, себялюбие, сосредоточенность на 
		себе, на том, что каждому из нас хочется и любо, и кажется нужным. Сегодняшнее евангельское чтение нам говорит, что 
		создал Господь целый мир— 
		прекрасный, дивный, оградил его Своей крепостью и Своим провидением, все 
		приготовил в нем, чтобы он был местом Царства Божия, т.е. Царства 
		взаимной любви, Царства радости. И мы знаем, что мы, люди, сделали из 
		этого мира: место, где страшно жить, где льется кровь, где совершаются 
		бесчеловечные, жестокие поступки — и 
		не только в широком, мировом масштабе, но в масштабе семьи, в масштабе 
		прихода, в масштабе самых близких друзей. И Господь из поколения в поколение посылал Своих 
		вестников: патриархов, пророков, ангелов, посылал апостолов, и 
		проповедников, Предтечу и, наконец, Сам пришел напомнить нам, что мир 
		был создан для любви; и также как в притче, виноградари взяли, вывели из 
		виноградника, и убили сына. Так и человечество отнеслось к воплощенному Сыну 
		Божию. И когда и говорю «человечество», я говорю не о других, а о нас 
		самих, потому что нам вручена жизнь, чтобы из нее сделать торжество 
		любви, братства, гармонии, веры и радости, и мы это не делаем, потому 
		что думаем только о себе самих. В ответ на всё, что сделал для нас Бог: 
		сотворил нас, открыл Себя нам, излил на нас 
		всю Свою любовь, отдал нам Своего Сына на жизнь и на смерть, мы не 
		отзываемся почти ничем иным, кроме как мгновенным «Спасибо!», и таким же 
		мгновенным забвением . Вот о чем нам говорит сегодняшнее Евангелие: 
		оглянитесь на всё, что вы слышали в течение всего Поста, что вы видели в 
		ночь Воскресения Христова, что было сказало вам во все последующие 
		недели всеми святыми, святыми земли Русской, святыми земли сей, 
		Евангелием о любви и о человечестве! Взгляните на все это и поставьте 
		перед собой вопрос: не виноградарь ли я, не один ли я из тех, кто каждый 
		раз, как Христос вступает в жизнь, каждый раз Его отстраняет: отойди, 
		уйди с моего пути, выйди из моей жизни—
		я хочу быть Богом, хозяином, я хочу править 
		всем. Так говорит каждый из нас: не так дерзко, не так 
		богохульно, но поступками, но словом гнилым. Нам надо опомниться. Я 
		много раз говорил, что мы спасены, потому что мы Богом любимы—
		но не только любовью Божией, а нашим 
		ответом на эту любовь! Если мы хотим только пожать плоды Креста, 
		распятия, страстных дней и ничего Богу не отдать, и ничего не отдать 
		ближнему, за которого Бог умер, кроме мгновенного воспоминания, то мы 
		чужды тому, что Господь для нас совершил. Станем же перед лицом сегодняшнего Евангелия, 
		предупреждения, напоминания, и поставим себе вопрос: где моя 
		благодарность? Воплощаю ли я ее не только в словах, которые так редки, 
		но в поступках?.. Произнесем над собой суд и начнем новую жизнь. А 
		благодарность Богу заключается в том, чтобы быть Ему радостью, и 
		ближнему нашему укреплением, спасением и радостью. Начнем сегодня 
		приносить плоды того, что мы сегодня от Бога, Христом, услышали.
		Аминь |  
 |