Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
		
		Любите друг друга так, как Я вас возлюбил... Эти слова доходят до нашего 
		сердца, радуют нашу душу, а вместе с этим их выполнить, воплотить в 
		жизнь нам кажется таким трудным подвигом. О любви можно сказать на 
		разных плоскостях. Есть простой, обычный опыт любви — как друг друга 
		любят члены одной семьи, как отец и мать любят своих детей, как дети 
		ответно отзываются на эту любовь, как соединяет любовь, радостная, 
		светлая любовь, жениха и невесту; это любовь, которая является радостью, 
		светом, которая пронизывает всю тьму обычной жизни. Но и в ней есть 
		хрупкость и несовершенство. Вы наверно знаете о том, как дети бывает 
		любимы родителями, но отозваться на эту любовь дети бессильны; 
		мгновениями — да, но не постоянно. Вы знаете, как между братьями и 
		сестрами есть основная любовь, а вместе с этим она не охватывает их до 
		конца. И поэтому говорить о том, что такая простая, естественная 
		человеческая любовь является исполнением заповеди Христовой, что она 
		является уже на земле Царствием Божиим пришедшим в силе, еще нельзя.
		
		О чем же речь идет? Христос нам говорит о том, что мы должны любить друг 
		друга. Он не делает никаких различий. Что Он этим хочет сказать? Он, мне 
		кажется, хочет сказать, что мы должны каждого человека, каждого 
		встречного и поперечного, знакомого к незнакомого, чужого, 
		привлекательного или нет, оценить: это человек с вечной судьбой. Это 
		человек, которого Бог из небытия призвал к жизни с тем, чтобы он сделал 
		свой неповторимый вклад в жизнь человечества. Этот человек может нам 
		по-человечески не нравиться, он может быть нам чужд, он может нам быть 
		непонятен — но он Богом был вызван и поставлен в мир, чтобы внести в 
		этот мир что-то, чего мы не в состоянии внести. И больше того: он 
		поставлен на моем пути жизни для того, чтобы мне нечто открылось. 
		Открылась бы мне, во-первых, моя неспособность видеть всякого человека 
		как икону... Умеем ли мы друг на друга так смотреть? Я боюсь, что мы не 
		умеем, что есть люди, которые нам близки, дороги, а другие, в лучшем 
		случае, просто чужды.
		
		И вот на этих "чужих" людей нам надо обратить особенное внимание. Ведь 
		они перед нами ставят вопрос: ты со Христом или без Него? Потому что 
		этого человека, которого Христос возлюбил до смерти крестной, ты знать 
		не хочешь. Он тебе чужд, он тебе непонятен, тебе нет дела до него; если 
		бы его не было на свете, тебе было бы так же просто и хорошо. Разве это 
		христианская любовь? Мы должны научиться на каждого человека, который 
		встречается нам, посмотреть и сказать: это — икона Христова, это образ 
		Божий, этот человек — посланник Божий. Он послан для того, чтобы чему-то 
		меня научить, чтобы мне принести нечто, чтобы передо мной поставить 
		вопрос, требование Божие. Иногда мы это умеем делать через некоторое 
		время; а иногда мы не умеем это делать до момента, когда уже как будто и 
		поздно.
		
		Мне вспоминается разговор с одним русским священником ранней эмиграции, 
		который был воином в Белой армии, который все годы своей эмигрантской 
		жизни посвятил борьбе в большевизмом, который всей душой отвергал 
		Сталина. В какой-то момент он узнал, что Сталин умер. И в тот момент с 
		ним случилось что-то, чего он не ожидал; он подумал: а вдруг Бог судит 
		Сталина так, как я его судил и до сих пор не могу перестать судить?! Я 
		его ненавидел. Неужели Бог, когда он станет перед Ним, его встретит 
		ненавистью, отвержением, и это не на время, а на вечность!? И я помню, 
		как он мне сказал, что он пришел в такой ужас о себе, что он бросился в 
		алтарь, бросился на колени, и сказал: Господи, прости за ненависть, 
		которую я имел к этому человеку! Он теперь перед страшным судом. 
		Господи, не прими мое осуждение против него... Это — крайность; это 
		такое положение, в котором никто из нас не находится ив которое, даст 
		Бог, не попадет; а кто знает? Сколько есть людей, которых мы не любим, 
		не принимаем, отвергаем, хотя не в такой мере...
		
		И вот подумаем о том, на каком уровне любви мы находимся. Находимся ли 
		мы на уровне любви детей к родителям, невесты и жениха друг ко другу, 
		неразлучных друзей, которым никогда не пришлось столкнуться с болью и с 
		отрицательными свойствами любимого? Или находимся мы в положении тех 
		людей, который окружены чужими, для которых мой ближний не существует, 
		которого я люблю, поскольку он мне не мешает жить, которого я отвергаю в 
		тот момент, когда он становится на моем пути... Если мы так можем думать 
		о ком бы то ни было (и я уверен, что мы можем думать так о многих людях 
		вокруг нас), то мы еще не научились тому, что значат Христовы слова: 
		любите друг друга, как Я вас возлюбил... Он каждого из нас возлюбил не 
		за его добродетель, не за его красоту, не за то, что он так хорош, а за 
		то, что ему так нужна любовь для того, чтобы стать человеком, для того, 
		чтобы опомниться, для того, чтобы стать новой тварью, чтобы жизнь в него 
		вошла...
		
		И вот, посмотрим друг на друга, хотя бы в нашем храме, хотя бы среди 
		наших знакомых, и поставим вопрос: люблю ли я этого человека такой 
		любовью? А если нет, то я еще не начал любить любовью Христовой. И как 
		это страшно! Как страшно подумать, что когда-то я встану перед Богом, 
		вокруг меня будут люди, которых я знал всю жизнь, и я скажу: этих людей 
		— никогда не любил, и не люблю, и знать не хочу. Я хочу войти в Твой 
		рай, Господи, там им места нет, так же как нет места им в моем сердце на 
		земле!.. Подумаем, потому что эта заповедь Христова: любите друг друга, 
		как Я вас возлюбил — не простая заповедь; она требует от нас совершенно 
		нового оборота в жизни. Подумаем, подумаем даже просто о том человеке, 
		который рядом с нами сейчас стоит: он нам свой или он нам чужой? Он 
		существует для меня или просто не существует? А если существует, то в 
		какой мере? Как?
		
		Подумаем об этом. Потому что рано или поздно мы станем перед Христом, 
		Который скажет нам: Я для этого человека пришел в мир, Я для этого 
		человека умер на Кресте. И если ты его отвергаешь, то ты весь Мой подвиг 
		любви отвергаешь; ты делаешься чужим Мне по собственному выбору. Аминь!