| Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Святители! Отцы мои и братья! Глубоко меня взволновало 
		решение Святейшего Патриарха и Священного Синода о назначении меня 
		епископом Сергиевским. Но теперь предстою я пред вами в глубоком покое 
		всех сил моих душевных, собравшись с мыслями, испытав совесть перед 
		Богом и готовый правдиво поведать вам те мысли и чувства, которыми полна 
		душа. Если бы я последовал первому движению сердца, я стал бы 
		просить пощады, ибо властно влекутся все силы души моей к молитвенному 
		безмолвию в безвестности монашеского трудничества, и страх и тоска 
		ворвались в душу мою, когда голосом Церкви повелел Христос стать в ряды 
		свидетелей Божественной Любви, ибо нет более ответственного и страшного 
		призвания (Ин 20: 21; Мф 10: 16). Когда четырнадцать лет тому назад, будучи еще врачом, я 
		принял тайный постриг и искал подвига: молитвы, поста, бдения, жестокого 
		жития, любовь мне подвигом не представлялась, а одной радостью и самой 
		жизнью души. С тех пор я познал, что нет закона более неумолимого, чем 
		закон любви Христовой: сострадательной, крестной любви Всесвятыя Троицы, 
		любви Всемилостивого Спаса, отдающего жизнь за отступивших от Него 
		людей, любви Доброго Пастыря, полагающего душу Свою за овец Своих... 
		Легко и радостно было мне приносить обеты отречения. Ничто меня не 
		влекло к себе, кроме искренней, радостной любви Христовой. Мне казалось, 
		что мне не от чего отрекаться, так как кроме Бога ничего не желала, 
		ничего не искала душа моя. И удивили меня напутственные слова духовника 
		о том, что не в подвигах монашество, а в совершенной любви. Вскоре, 
		однако, самое монашеское делание и иночески бдительное прохождение моего 
		медицинского призвания стали открывать мне до того неведомое богатство в 
		любви, приоткрыли мне смысл сказанных мне слов и привлекли меня к 
		священству: «Ты оставил всё, чем ты не дорожил, — настойчиво говорила 
		мне совесть, — ради единственного, чего ты хотел; ты отрекся от 
		ненужного тебе с тем чтобы завладеть вожделенным тобою. Подобно 
		евангельскому юноше, ты не хочешь расстаться с богатством твоим». «Что 
		же делать, чтобы улучить вечную жизнь?» — вопрошала душа в тоске и 
		борении. «Отдай последнее: пусть самая душа твоя станет добычей всякого 
		алчущего и жаждущего по слову Исайи пророка (Исайя 58, 10)»… Отцы и 
		братья! Я стал священником в завершение данных мной монашеских обетов с 
		тем, чтобы ничто во мне не оставалось бы моим. С тех пор прошло почти 
		что десять лет: я теперь только начинаю видеть, что я еще и не вступил 
		на путь Христов, а Господь зовет меня стать Жертвой (Флп 2: 17; 2 Тим 4: 
		6),возлагает на меня омофор, знаменующий собой заблудшую овцу, которую 
		добрый Пастырь, ценой жизни Своей, должен обрести и спасти от погибели, 
		и вручает жезл, страннический жезл, учеников Христовых (Евр11: 13; I 
		Петр 2: 11). Совершается немыслимое… Но я не верю в случайность; я глубоко убежден в том, что 
		Сам Господь Иисус Христос правит Церковью Своей, и с юношеских лет 
		положил никогда (насколько хватит сил и веры) ничего не искать и ни от 
		чего не отказываться, никогда не просить у Бога ни креста ни утешения; и 
		поэтому склоняю главу и с трепетом, но без сомнения, без колебаний, 
		недвоящимся сердцем благодарю, приемлю предложенный крест и ничтоже 
		супротив глаголю. О своем недостоинстве говорить не буду: верю в благодать 
		Божию, врачующую немощь и восполняющую скудость сил человеческих. Также 
		знаю из опыта, что сила Божия (только) в немощи совершается (2 Кор 12: 
		9), и потому не о силе молю Вседержителя, а о благодатной немощи, 
		рождающейся в сокрушенном, смиренном и милующем сердце; о любви и 
		смирении молю Бога, как об единственном прочном основании вечной жизни, 
		как об единственном содержании жизни христианской, как об источнике 
		ведения, премудрости и рассуждения. "Вем, яко несмь достоин небеси и земли и сия 
		привременныя жизни", но без сомнения верю и знаю, что из-за безбрежной 
		любви Бога к миру — и мне по дару Божию всё возможно будет (Мк 9: 23), 
		что повелит Господь. Нет слов, чтобы сказать о том трепетном чувстве, до края 
		наполняющем сердце, при мысли, что сонм русских святителей определил мне 
		войти в круг апостольский, поверил в искренность любви моей к Богу, к 
		Церкви и к сиротствующему миру, доверил мне крест "насмертников" 
		последних времен, не усомнился в том, что и я с радостью (Флп 1: 29) 
		изъявлю готовность по примеру Пастыреначальника Христа и вместе с Ним 
		"душу свою положить за овцы"... Но прошу вас, святители Церкви Русской, 
		умолите Господа Бога о мне, да даст Он мне немощь Богоприемную, Любовь и 
		Ум Христовы (Флп 2: 5; 1 Кор 2: 16), Смирение Господне и верность до 
		конца в совершенном послушании Ему Единому. Верю, что по молитвам 
		Святейшего Патриарха и родной Церкви не оставит меня Господь, сподобит 
		послужить Ему, умерев себе, и даст мне изо дня в день убывать, чтобы Ему 
		расти, покоряя Себе силы естества моего, пока не овладеет всем без 
		остатка. Глубокой радостью полно сердце моё и благодарностью к 
		Преосвященному Иакову, епископу Апамейскому, участвующему ныне в моем 
		наречении, а завтра и в моем посвящении, как представитель Вселенской 
		Патриархии. Да низойдет на меня возложением его рук благословение 
		Великой Церкви Константинопольской, Матери всех наших молодых славянских 
		Церквей, и да будет его участие живым свидетельством нерушимого единства 
		православных в вере, таинствах и. Любви. Отцы и братъя! Редко дает Бог епископу быть, подобно 
		мне, посвященным среди собственной его паствы. Да будет мне дозволено и 
		к детям моим духовным обратиться в этот час, великий для них, как и для 
		меня. За годы моего священнического служения среди вас Бог дал нам стать 
		тесной, любящей семьей. Благодать архиерейства — залог еще более 
		глубокого, искреннего единства, ибо она преимущественно благодать 
		пастырства, отцовства духовного. Возблагодарим Господа. И еще сердечней, 
		еще живей и действенней возлюбим друг друга. Станем едиными со Христом 
		через любовь и в любви, и Христовой любовью, которой ничто не могло 
		сломить, возлюбим тот мир, за который Он отдал Свою жизнь. Возлюбим 
		каждого, как Он любит и нас (Флп 1: 8): учениками Христа войдем в жизнь 
		с новой надеждой и обновленной силой. Принесем в холодный, сирый мир 
		огненную, непобедимую радость нашу, чтобы заликовала всякая душа, чтобы 
		у всех рассеялся страх, чтобы погасла ненависть, чтобы свет Христов 
		озарил и тех, кто бродит во тьме, чтобы едиными устами и единым сердцем 
		всем, всем без остатка воспеть Богу победную песнь. Вот те мысли и чувства, с которыми я ныне предстою перед 
		Вашей Святыней; помню предупреждение Господне, что "от слов своих 
		оправдаешься и от слов своих осудишься (Мф 12: 37), но верю, что 
		молитвами вашими и вашей поддержкой даст и мне Господь исполнить то 
		доброе, что Он мне внушил (Флп 2: 13); простит мне мое неведение и то 
		недостаточное, что есть в моих словах, всех нас соединит и будет Он над 
		нами Единый Пастырь и Глава Церкви. Аминь! |