| 
  
Митрополит Антоний СурожскийРождество Христово 
    
      | Во имя Отца и Сына и Святого Духа.  В такую ночь, как эта, в морозную, 
		звёздную ночь родился на земле Господь и Бог наш Иисус Христос. Бог стал 
		человеком; Своим Божественным существом Он соединился со всем 
		многослойным существом человека, пронизал существом Своим человеческую 
		душу, исполнил Божеством Своим, словно огнем, и плоть человеческую, 
		которую Он воспринял от Девы Богородицы, сроднив Себя таким образом со 
		всем, что было сотворено державным Его Божественным словом. В такую ночь 
		мы созерцаем духом это событие: это событие историческое, действительно 
		случившееся, которое изменило все взаимоотношения Бога и твари. Не 
		только с нами Бог, но Он - один из нас. Он явил нам Своим воплощением 
		величие человека, который способен быть не только духоносен, но и 
		Богоносен, способен соединиться со всей тайной Божества и, как говорит 
		Ириней Лионский, в совершенстве своем быть Его славою.  Но верить в это событие, принимать его всем сердцем, 
		всем умом - недостаточно: надо воспринимать его всей жизнью своей, всей 
		крепостью, всей волей своей, и так прожить, чтобы воплощение Божие было 
		явлено всему миру тем, какими стали Его ученики, приобщившись тайне 
		Божества. Апостол Павел был гонителем Христовым, врагом молодой еще 
		христианской общины; но когда на пути в Дамаск он оказался лицом к лицу 
		с воскресшим Христом, вся его жизнь переломилась. И когда он нам 
		говорит: Будьте последователями моими подобно тому, как я последовал 
		Христу, он нам не хвастается собой, а говорит о том, что когда-то был 
		врагом Божиим, был врагом Христовым, врагом Церкви, но познав Божество и 
		Воскресение Спасителя, он всю свою жизнь изменил, стал иным человеком. И 
		описывает он это великими словами: Для меня жизнь - это Христос, смерть 
		- желанное приобретение, потому что, живя в теле, я еще разлучен от 
		Христа... И в другом месте он говорит: Смерть для меня - не совлечение 
		временной жизни, а облечение в вечность… И кончает он величайшим словом, 
		словом такого смирения перед волей Божией, такой жертвенной отдачи себя 
		Ему и людям, перед которыми делается трепетно; он говорит нам: Однако, 
		для вас полезнее, чтобы я остался жить, и я готов жить- 
		для того, чтобы свидетельствовать людям и 
		служить им. Быть Христовыми это значит не только 
		умом и сердцем уверовать, это значит всем своим существом измениться, и 
		изменить свою жизнь. Так ее изменить, чтобы каждый человек, который 
		встретит либо отдельного христианина, либо общину христиан, с изумлением 
		глядел бы на отдельного человека и на общину и видел, что эти люди 
		принадлежат иному миру: не оторвавшись от этого, но переросши его; что 
		они - граждане вечности, и что через них, в них вечность присутствует на 
		земле уже теперь, и в них раскрывается перед всеми людьми величие и 
		красота Царства Божия, которое есть Царство любви неограниченной, любви 
		бесконечной, любви, которая себя до конца отдает на спасение ближнего - 
		друга и врага, любящего и ненавидящего. Только если мы будем таковыми, если жизнь наша будет - 
		Христос, если Его воля, Его пути, Его мечты о земле осуществятся в нас, 
		если для нас смерть перестанет быть страшной, а будет любимой, желанной 
		- не как бегство от жизни, а как вступление в вечность, и если, однако, 
		мы будем готовы жить самым тяжелым, самым крестным образом для того, 
		чтобы воссияла радость вечности другим, - только тогда люди вокруг нас 
		смогут поверить в Господа Бога, Спасителя всей земли, всего мира, Иисуса 
		Христа, Которому слава и держава во веки. Аминь. |  
 |