Праздник Вознесения Господня, в сиянии которого мы еще находимся, является
одним из решающих звеньев нашей вечной человеческой судьбы.
Судьба эта начинается в тот день, когда державным, творческим словом, мир из
небытия вызывается в бытие. Этот мир не только ставится перед Божиим лицом,
этот мир призывается творческим Божиим словом не только ко временному бытию,
но к тому, чтобы вовеки пребывать в радости и славе Господа своего. Судьба
всего мира и человека начинается тем, что Божественная любовь нам предлагает
на веки вечные блаженство дружбы о Собой. И когда человек отпал, когда весь
мир человеческим предательством был отдан на страдание, любовь Божия нас не
оставила. Никогда, ни в райские часы, ни в темные дни и годы и столетия
отпадения, Бог не был чуждым миру, Он постоянно в нем действовал, возбуждая в
сердцах людей всё живое, всё истинное; посылал ангелов Своих хранителей,
посылал пророков, вещателей Своей правды, и когда исполнилось время, Сам
Господь вошел в жизнь мира. Воплощение Христово - это день, когда Бог вступает
в историческую судьбу человека так, что уже этой исторической судьбы нельзя
отделить от вечной Божией истины.
Но
не только в историческую судьбу вошел Господь: воплощением Своим Он
Божественной Своей природе соединил все Им сотворенное. Он облекся в эту
человеческую плоть не на время, а навсегда, и явил этим дивную славу и дивные
свойства сотворенного Им мира - этой земли нашей, этого нашего неба, всего,
что Он создал. Все, Им сотворенное, способно не только к богообщению, но и к
тому, чтобы быть духовным, богоносным. Не погибла тварь от огненного
соединения с вечным, а оживилась, преобразилась, вошла в свои истинные права,
в свою истинную тварную судьбу.
Но
этого, как будто, было мало. Когда Христос смертью победил смерть, крестом
победил рознь между Богом и человеком, Он вознесся от нас на небо в день
блаженного, дивного расставания, которое не оказалось разлукой, потому что
Господь, вознесясь на небо, не удалился от нас. Ведь небо, в которое Он вошел,
это не небосвод, это не мнимая даль, а это тайна вездесущия Божия, это слава,
которую Он имел прежде даже мир стал. И вознес Он на небо, уходя в глубины
непостижимости Божественной, нашу человеческую природу, плоть, полученную от
Девы, ткань этого тварного мира унес с Собой в Троические глубины. Святой
Иоанн Златоуст, стараясь объяснить, как высок, как велик человек, говорит:
"Если хочешь познать величие человеческое, не взирай в палаты царские, а
поверни взор свой к престолу Божию, и увидишь одесную Бога и Отца Сына
Человеческого, облеченного нашей плотью". Здесь явлено в предельной глубине и
в предельной славе своей величие человека и дивность нового призвания.
Когда Христос нам говорит: "Отвергни себя, возьми крест свой и последуй за
Мной", Он не только говорит о том, что во временном нашем бывании мы должны
оторваться от всякого себялюбия, взять на себя всю тяжесть жизни своей земной
и последовать за Ним, сначала в толпу народную, а оттуда на суд, а оттуда в Гефсиманию, а оттуда на крест. Он даже не о том говорит, что тот, кто за Ним
последует - воскреснет в последний день; Он нам открывает еще большие
просторы. Мы призваны следовать за Ним и, по Его собственному слов,
быть там, где Он есть, в славе вечной жизни Божественной.
Вот что Господь совершает нас ради. Теперь между днем Вознесения и днем
Пятидесятницы осталась всего одна неделя. Мы ждем того, что, став через
Крещение хоть в какой-то мере живым телом Христовым, приобщаясь Ему из года в
год, мы теперь получим дар Святого Духа. Это дар, который может зажечь огнем
вечной жизни наше обновленное человечество. Будем эту неделю благоговейно,
вдумчиво готовиться к тому, чтобы обновилось в нас животворное, преображающее
присутствие Святого Духа. Придем в этот храм через неделю, очистившись
покаянием, готовые начать новую истинную жизнь во Христе и Духе, и стать
истинно, реально, не только мечтательно, но и самым делом тем, чем нас
называет Игнатий Богоносец: живым Христовым телом, всецелым Христом, в котором
обитает полнота духа Христова, духа сыновства. Станем, как еще дерзновенней об
этом говорит святой Ириней Лионский, единородным Сыном Божиим в Единственном
Сыне. Да будет благодать Господня с нами и милость Его! Аминь.
Но
Дух Святой представляется отцам Церкви как огонь, как тепло; как огонь,
который все может зажечь Божественной жизнью, и как тепло, которое может
проникнуть в нас до самых глубин.
И
вот если подумать об этих образах, вы поймете, почему можно сказать, что не
все, что озарено светом, нам делается понятным. И поэтому, если мы не понимаем
и даже отвергаем что-то, мы не будем за это осуждены до времени, когда мы
поймем. Но если мы пронизаны теплом, если мы внутренне познали истину и ее
отрицаем, тогда ничто нас не может спасти, потому что мы отрекаемся от
собственного знания и от собственного опыта о Боге, о твари, о жизни, о себе.
И
вот тут нам надо задуматься. Мы будем молиться о том, чтобы благодать Святого
Духа была в нас обновлена. Дух Святой был нам дан в таинстве миропомазания; но
мы сколько-то умеем сохранить благодать, и, увы, столько ее теряем. И
вот из года в год мы молимся: Господи, обнови в нас эту благодать!
Умножь ее! Пусть вновь возгорится в нас то, что Ты нам дал изначально. И
поэтому, готовясь к принятию Святого Духа в день Святой Пятидесятницы, и в
день Святого Духа в понедельник за этим, нам надо вдуматься в то, как
мы отнеслись к тем дарам Святого Духа, которые нам были даны изначально: что
мы презрели, что мы восприняли, до какого понимания мы дошли, в какой мере мы
верны Святому Духу, Который в нас живет и действует, или в какой мере мы Ему
как бы говорим: молчи, я не хочу Тебя слышать... Подумаем о том, как мы
отнеслись к тому познанию о Боге, о себе самих, о наших ближних, о сотворенном
мире; как мы отнеслись к тому пониманию, которое нам дает Дуx Святой. И в той
мере, в которой мы презрели - покаемся, а в той мере, в которой мы еще не
открылись, откроемся действию Святого Духа, и Он сойдет в нас, и нас
озарит, освятит, обновит, даст новое начало для новой жизни. Аминь. |