Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Перед исповеданием веры, перед тем, как мы все перед Господом
свидетельствуем, что мы верим во Единого Бога Отца, и в Сына Его
Единородного, пришедшего в мир Свою жизнь отдать за нас, и в Духа
Святого, Который нам открывает Христа, с Ним нас соединяет и делает
детьми Божиими, есть слова, которые священники произносят между собой
и которые когда-то звучали по всему храму: Христос посреди нас!
Сейчас эти слова произносятся верой в невидимое и, однако, опытом
познанное, чутьем известное присутствие Спасителя. Напоминают нам эти
слова о том, как в вечер Своего
Воскресения Христос стал посреди смятенных Своих учеников, им дал мир
- и, верно, тогда ученики друг другу говорили:
Христос посреди нас! Мы уже не
сироты, любовь не побеждена. Бог не изгнан из мира, жизнь не пришла к
концу - всё возможно. Христос
посреди нас, снова, Он, живой, плотью,
духом, любовью...
И когда мы эти слова произносим, с какой радостью, с каким
благоговением мы должны бы это делать, и перед тем как мы произносим
слова Символа веры, мы должны
помнить что и среди нас
Христос; только, как апостол Павел
говорит в одном из своих Посланий: мы теперь знаем Христа уже не по
плоти, а Духом Святым... Мы Его знаем личным, глубоким опытом
приобщенности, личным опытом молитвы, знаем Его так, как, может быть,
ученики Его в тот момент еще не знали. Мы знаем о Нем,
что Он наш Бог, мы знаем о Нем, что Он - жизнь, которая
переливается из вечности в нас. Мы знаем, что в Нем наше
спасение, и в Нем воплотилась вся крестная, жертвенная ликующая любовь
Бога.
И вот мы ждем в эти дни Рождества Христова, того дня, когда Христос
плотью пришел в мир, и Божественная любовь стала живым,
личным человеческим
присутствием. Как мы должны готовиться к этому!
С
какой ответной любовью, с каким трепетом души! Непостижимый Бог
делается для нас близким, родным по плоти, человеком. Он - один из
нас. Он рождается ребенком в человеческой семье, человечество делается
таким необъятно большим, необъятно глубоким, что оно вмещает Самого
Бога. И каждый из нас призван к этому: стать местом вселения Святого
Духа, так соединиться со Христом, чтобы и мы были одним телом, одним
духом, одним чудом усыновления Богу, сыновства.
И сегодняшняя притча нам напоминает об этом; праздник готов, Христос
пришел в мир, нет преграды между Богом и нами, путь
открыт, - неужели мы не пойдем? Неужели мы, как эти люди, вспоминаемые
в притче, будем отказываться, говорить: Господи, я же обосновался на
земле, она моя!.. Или: У меня есть свое дело на земле! Или: У меня
есть своя радость уже -какая мне другая радость, какое мне иное дело
нужно? Неужели мы так ответим?!
Подумаем об этом: Христос
посреди нас. Он здесь, но в праздник Рождества Христова мы особенно
глубоко должны переживать Его приход плотью, человеческий приход
Живого Бога, и ответить на этот приход, который есть
вступление Бога в область страдания, смерти, ограниченности,
человеческой немощи для того, чтобы мы могли беспрепятственно прийти
на этот пир, который готов от века для нас, но двери которого теперь
раскрываются. Аминь. |