Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В сегодняшнем чтении Деяний апостольских есть слово, которое, наверное,
в те дни исполнило глубокой радости учеников Спасителя и которое должно
было бы и сейчас наполнять наши сердца трепетом, радостью и
благодарностью. В те дни в городе Антиохии учеников Спасителя впервые
назвали «христианами»: они - Христовы, они принадлежат Христу со всей
Его славой и со всем ужасом Его земного крестного пути.
Одни называли их христианами с ненавистью, видели во Христе лжепророка,
который попирал всё святое, который Себя называл Богом и этим произносил
предельное кощунство. Он - лжепророк, который собрал вокруг Себя
учеников, а те дальше проносили лжеучение (как
А некоторые с благоговением, с радостью называли их христианами:
учениками Христа, которые им возвестили спасение, вывели их из отчаяния,
указали им путь чистоты, света, радости, святости. И как радовались,
верно, и Христовы ученики, что они названы Его именем. Так радуется
невеста, что она получила имя любимого человека, называется его именем,
стала с ним так едина, что она и он обозначаются одним, святым, любимым
словом. Церковная песнь называет Христа «Женихом Церковным». Бог в
Ветхом и Новом Завете определяет Себя как Жениха твари, которую Он
создал и которой Он Себя отдает: отдает без остатка, всей любовью, всей
жизнью, всей смертью - всем..
Это имя принадлежит и нам. Как мы должны бы дорожить им, как свято мы
должны бы хранить это свое прозвище: «христиане», «христовы», братья Ему
и сестры, родные Ему, свои. И мы должны были бы из глубины этой радости,
из глубины благоговения, из глубины трепетной любви жить так, чтобы
Христос был прославлен, чтобы Ему поклонялись благоговением и любовью,
чтобы за Ним следовали толпы людей, нашедших в Нем свое спасение, смысл
своей жизни, новую жизнь, и земную, и вечную.
Как страшно думать, что и теперь, как в древности, слова апостола Павла
о том, что имя Христово порочится из-за нас, могут и к нам относиться. И
как должны бы мы прислушиваться к словам того же Апостола: Прославляйте
Бога и в душах, и в телах ваших, всем, что
вы делаете, - горением духа перед Богом, духа такого же чистого, как
пламя огня; чистотою сердца, чистотою ума, правотой жизни и воли, и
каждым делом - всем. И тогда мы исполним Христов завет о том, что пришло
время, когда не место определяет поклонение Богу, а истинные почитатели
Отца, поклоняющиеся Ему подлинно, поклоняются Ему в духе и истине, всей
правдой внутренней и внешней жизни, - такой жизнью, которая делала бы
нас уже на земле гражданами жизни вечной, в которых сияет Дух Божий.
Аминь.
|