Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Крещение Господне часто вызывает
недоумение: зачем Христу надо было креститься? Ведь Иоанн
Креститель, выходя на проповедь, призвал всех каяться в своих
грехах, очиститься от всякой скверны, выправить в своей жизни то,
что пошло вкривь и вкось, направить всю свою жизнь, и душу, и ум, и
волю в действие на поклонение и служение Богу. Но разве это нужно
было Христу? Он же был свободен от греха, Он же был Сам Бог, ставший
человеком; зачем же крещение? Один западный богослов, образованный и
тонкий протестантский пастор мне так это объяснил, — и мне его
объяснение запало в душу: он говорил, что в рождестве Христове
человеческая плоть, человеческая личность Христа как бы пассивна; Он
— новорожденный ребенок. И в какой-то момент Он должен как человек
взять на Себя то поручение, которое Ему дано Богом и Отцом. В Своем
Божестве Он един с волей Отца; но теперь, в Своем человечестве,
Своей человеческой волей Он должен соединиться совершенно с волей
Божией и начать Свой путь. И вот Он приходит на Иордан, где
Креститель призывает всех погрузиться во иорданские воды, чтобы
омыться, очиститься от грехов. И эти воды, образно говоря, теперь из
живых, простых вод делаются тем, что русские сказки называют
"мертвой водой": весь человеческий грех, омытый, остаётся в них
убийственной тяжестью. И Христос погружается в эти воды: как чистый,
белый лён, как чистая, белая материя погружается в красильне в
краску. И Он, Сам по Себе свободный от греха, выходит из этих вод,
нося на Себе всю тяжесть человеческого греха. Он погружается не в
воды, а в грех, Он погружается не в воды, а в смерть, и выступает из
этих вод, готовый к тому, чтобы разделить всю человеческую судьбу:
жить и умереть как человек, оставаясь неизменно Живым Богом.
А умереть как человек, это значит не
только быть холодным и голодным, уставать и мучиться, это значит в
какой-то момент пережить отчуждение от Самого Бога, потерять Бога,
как потеряло Бога человечество — и от этого мы все умираем. «Боже
Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?» — самый страшный крик,
который земля когда-либо слышала; Сын Божий, желая до конца
разделить судьбу человечества и каждого человека, принимает на Себя
эту последнюю обездоленность, потерю Бога, и умирает. И этот путь
крестный — крестный путь человека Иисуса Христа, как Его называет
апостол Павел — начинается в день Его крещения, когда Он погружается
в смерть
и грех, оставаясь Сам бессмертным и чистым, но принимая
нашу смерть и наш грех, и принося их на крест в день Великой
Пятницы. Аминь. |