Проф. Дмитрий Казанский

О книге митрополита Антония «Уверенность в вещах невидимых: последние беседы»

 

Своим знакомством с книгой «Последних бесед» Антония Сурожского я обязан Елене Юрьевне Садовниковой, с которой мы давно знакомы – учились на одном курсе биофака МГУ. После окончания учебы она уехала работать в Англию, и я узнавал о ее научном пути в основном из опубликованных ею статей – оригинальных, глубоких и серьезных, которые лежали в области моих интересов и были по достоинству оценены корифеями мировой науки. Потом Лена вернулась в Россию, некоторое время продолжала работать здесь, но вскоре оставила занятия наукой, что я не мог воспринять иначе, как невосполнимую потерю для той области, которой занимаюсь. И вот недавно я получаю от нее электронное письмо – «Дима, я перевела книгу последних бесед Антония Сурожского!» Я стал лихорадочно вспоминать, кто же такой Антоний Сурожский? «Кажется, кто-то из религиозных деятелей зарубежья.» – подумал я. Лена прислала файл и я стал читать. И с первых страниц ощутил сердечную искренность, удивительную чистоту и ясность языка, которые волшебным образом побуждали к собственным раздумьям и творческому переосмыслению того, о чем я читал и с каждой строчкой книга захватывала меня все больше и больше.

Неожиданной для меня стала мысль о книге Бытия как о метаистории, рассказывающей о тайнах мира, существовавшего до грехопадения, языком падшего мира. Наверное, главное, что я увидел в этой мысли - это то, что нет непроходимой пропасти между миром веры и миром науки. Та воображаемая пропасть, которую мы видим между ними, является следствием падения, принадлежности к тварному миру и возможности формулировать свои мысли лишь языком падшего мира, так как иной реальности и иного языка нам не дано. В повседневной жизни мир веры и мир науки соприкасаются слабо, и, может быть, даже в какой-то мере враждебны друг другу. Я привык видеть отношение верующих людей к познанию как чему-то греховному, неизменно ведущему к падению и деградации. У Антония Сурожского я увидел к нему совершенно иное отношение – древо познания как данное человеку Богом и познание тварного мира как трудный, окольный и тяжелый путь, но путь познания Господа и Его замысла.

И еще, о чем я хотел бы сказать – это о двух путях познания и совершенствования человека, о которых пишет митрополит Антоний. Путь верующего – это путь непосредственного приобщения к Богу, тогда как путь ученого – познание Творца через Его творение. Вы, наверное, знаете, насколько в верующих сильна жажда видеть чудеса, которые питают и укрепляют их веру в Господа. Ученым же, в отличие от людей верующих, чудеса не нужны. Потому что они видят их почти каждый день. Открывая новое в нас самих и в устройстве окружающего мира, мы начинаем видеть огромную картину, которая поистине чудесна. Осознание этого могло бы быть достаточным для человека верующего, но оно не удовлетворяет ученого – и он продолжает задавать вопросы и пытается находить на них ответы. В каком-то смысле ученого можно уподобить апостолу Фоме, которому недостаточно просто верить, а нужно вложить пальцы в раны Господа, сосчитать, взвесить, измерить, чтобы убедиться в том, что он действительно увидел чудо. Безусловно, способность видеть и открывать эти чудеса даруется Господом ученому ценой огромного труда, самоотречения, совершенных ошибок, их тщательного критического переосмысления и длительной учебы на протяжении всей его жизни. И мне, как ученому, хотелось бы надеяться, что люди верующие не станут отвергать этот дар.

В заключение я хотел бы сказать о том, что эта книга стала большим событием в моей жизни. Она подарила мне надежду на то, что пропасть между миром веры и миром науки исчезнет.

Проф. Дмитрий Казанский
Зав. лаб. механизмов регуляции иммунитета
ин-та канцерогенеза ВОНЦ им. НН Блохина

 

Электронная библиотекаа
"Митрополит Сурожский Антоний"

Биография
| Избранные творения Конференция | Новости | Аудиозаписи