Митрополит Антоний Сурожский
НЕДЕЛЯ КРЕСТОПОКЛОННАЯ
Во
имя Отца и Сына и Святого Духа.
Словами Священного Писания мы провозглашаем, что Господь Иисус Христос есть
Царь, Пророк и Первосвященник всей твари.
Господь научил нас, что в христианской Церкви и царстве царь – не тот, который
силой подчиняет себе других, чтобы привести их в безусловное и рабское
послушание, но тот, кто служит другим и отдает жизнь свою за других. И святой
Иоанн Златоустый учит, что всякий может править народом, но только царь может
положить свою жизнь за народ свой, потому что он так отождествляется со своим
народом, что у него нет ни существования, ни жизни, ни цели, кроме как служить
своему народу всей своей жизнью, а если нужно – и смертью.
И
сегодня, поклоняясь Кресту Господню, мы с новой силой можем понять, с новой
глубиной можем уловить, что означает царское достоинство и служение Господа
нашего Иисуса Христа: оно означает любовь такую всецелую, такую совершенную,
что Христос может позабыть о Себе совсем, неограниченно; позабыть о Себе до
такой степени и отождествить Себя с нами так, что Он соглашается, в Своем
человечестве, утратить чувство Своего единства с Богом, с источником вечной
жизни, – больше того: с вечной жизнью в
Себе Самом, и соединиться с нашей мертвостью, с нашей смертностью. Такая
любовь делает Господа Иисуса Христа нашим достойным Царем; перед такой
царственностью преклоняется всякое колено (Флп. 2, 10)... И потому что Он
таков, Он может быть и Первосвященником всей твари. Первосвященники языческого
мира, первосвященники в Израиле совершали жертвоприношения, с которыми они
отождествляли себя лишь в переносном смысле, символически, ритуально. Господь
же Иисус Христос принес в кровавую жертву Самого Себя, хотя в Нем не было
ничего, что осуждало бы Его на ту смерть, которую Он взял на Себя. Не говорит
ли он в Своей Первосвященнической молитве, в присутствии и общении с
учениками: Приближается князь мира, противник, и во Мне он не имеет ничего...
Во Христе нет ничего, что принадлежало бы области смерти и греха. И Отцу
Своему Он говорит: Я освящаю Себя за них, в священное жертвоприношение за Мой
народ... Первосвященник, Сам принимающий заклание, освобождает все остальные
твари от ужаса кровавого жертвоприношения, но тем самым и ставит нас перед
бескрайностью, бездонной глубиной любви Божественной, которую иначе мы не
могли бы себе и помыслить: Жизнь, соглашающаяся быть истощенной, Свет,
соглашающийся быть угашенным, Вечность, соглашающаяся умереть смертью падшего
мира...
И
поэтому Слово Божие может говорить нам как Пророк. Пророк – не тот, кто
предвещает будущее; пророк – тот, кто говорит от Бога. Одна из книг Ветхого
Завета говорит, что пророк –это тот, с кем Бог делится Своими мыслями. Христос
может не только говорить от Бога, но воплощает в действии, воплощает в Своей
жизни и в Своей смерти любовь Божию жертвенную, всецелую, совершенную,
отдающуюся.
Вот почему почитание Креста – такое диво в опыте Церкви. Мы не будем никогда
способны опытно узнать, что значило для Христа умереть на кресте, и даже наша
собственная смерть не поможет нам понять, чем была смерть для Него: как
Бессмертие может умереть? Но мы можем научиться, смелым и беззаветным усилием
приобщаясь все более глубоко, все более совершенно жизни, и учению, и путям
Христовым, можем научиться любить такой любовью, которая все больше и больше
приближается к этой любви Божественной, и через нее познать то свойство,
которым смерть – как забвение себя, всецелое и совершенное – соединяется с
победой любви, воскресением и жизнью вечной. Аминь. |
|