Митрополит Антоний Сурожский
ПРЕПОДОБНЫЙ ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК
Пост – время покаяния, время, когда наши окаменевшие сердца должны силой
Божией превратиться в сердца плотяные, из бесчувственных стать чуткими, из
холодных и жестких стать теплыми и открытыми для других и для Самого Бога.
Пост – это время обновления, когда, как весной, все опять становится новым;
когда наша жизнь, постепенно сошедшая на нет, едва мерцающая, снова оживает с
силой, которую Бог может дать нам, приобщая нас к Своему Святому Духу, делая
нас в Святых Тайнах и в прямом даре Самого Себя причастниками Божественной
природы.
Это время примирения, а примирение – это радость Божия и наша радость; это –
новое начало.
Сегодня совершается память святого Иоанна Лествичника, и я хочу прочитать вам
несколько из его слов, особенно значительных для того периода церковного года,
который мы сейчас переживаем: “Покаяние – это наше возвращение к Богу,
обновление нашего крещения; это подвиг, чтобы обновить наш союз с Богом, наш
обет изменить свою жизнь. Это время, когда мы можем научиться смирению, то
есть миру: миру с Богом, миру с самими собой, миру со всей тварью. Покаяние
рождается от надежды и решительного отказа от отчаяния. И кающийся – это тот,
который заслуживает осуждения, но уходит с предстояния суду без стыда и
позора, потому что покаяние – это наше примирение с Богом. И достигается это
через достойную жизнь, через войну с грехами, которые мы совершали в прошлом.
Покаяние – это очищение нашей совести. Покаяние – это готовность, без слова
ропота и в преображении любовью, понести всякую печаль и всякую боль”.
И
если мы спросим себя, как, каким путем достичь этого, как мы можем отозваться
Богу, Который принимает нас, как отец принял блудного сына, Богу, Который
столько ждал нас, с тоской, когда мы отвергли Его, и никогда не отвернулся от
нас – как мы можем отозваться такому Богу? – то вот еще короткий отрывок о
молитве: “Не изощряйся в молитвенном красноречии; потому что нашего Небесного
Отца часто радует и застенчивый, немудреный лепет детей. Не многословь, когда
разговариваешь с Богом, потому что иначе, изыскивая слова, ты запутаешься в
них. За одно только слово Бог помиловал мытаря; одно слово веры спасло
разбойника на кресте. Многословие в молитве рассеивает ум и наполняет его
обилием образов. Единое же слово, обращенное к Богу, собирает
ум в Его присутствии. И если, когда молишься,
какое слово ударило тебя в сердце, достигло самых твоих глубин, – держись
этого слова, повторяй его, ибо в такие минуты сам Ангел-хранитель молится с
тобой, потому что тогда мы правдивы и верны самим себе и Богу”.
Станем же помнить, что говорит святой Иоанн Лествичник, даже если забудутся
мои пояснения; станем помнить его слова, потому что он был человеком, который
знал, что значит обратиться к Богу и остаться с Ним, быть радостью для Бога и
радоваться о Нем. Память и личность святого Иоанна Лествичника предлагаются
нам сейчас, когда мы восходим к страстным дням, в пример того, как благодать
Божия может обыкновенного, простого человека претворить в светильник миру.
Научимся от него, станем следовать его примеру, станем радоваться о том, что
Бог может Своей силой сделать с человеком; и с уверенностью, с надеждой, с
ликующей и вместе с этим тихой, невозмутимой радостью последуем этому совету
прислушаться к Богу, умоляющему нас найти путь жизни и говорящему нам, что с
Ним, в Нем мы будем живы, потому что Он есть Истина, но также и Путь, и Жизнь
вечная. Аминь. |
|