"Уйди,
уйди от нас, уйди из наших пределов!" - говорил народ, который
предпочел то, что ему было дорого: богатство,
стада, невзволнованность жизни здравию,
исцелению человека; уйди - Ты у нас отнимаешь то, что
нам дороже человека... Уйди от нас, - говорил
Великий Инквизитор, - Ты нам мешаешь
строить земное добро, мешаешь обеспечить счастьем
безмолвное, безответственное стадо; уйди! Ты им
открываешь пути, по которым им слишком
трудно будет идти... Уйди от нас! - говорили вожди
еврейского народа перед лицом Пилата - а раз Ты
Сам не уходишь, пусть сила земная, грубая
сила нас от Тебя избавит... И к Пилату обращались
со словами: Распни, распни Его, - чтобы не
звучала больше на наших улицах эта
страшная проповедь о безусловной, крестной любви, это
безумие о кротости и смирении, самоотречении,
любви, отдающей все; потому что ничего нет
более ценного, нежели человек...
И
через всю историю звучит этот крик: Уйди! Ты стоишь на нашем пути к
благополучию, к беспечности, к забвению... Это
говорит через всю историю человеческий
род. А мы? Неужели мы единственные, с небольшой
горсточкой учеников, этого страшного слова, прямо
или косвенно, никогда не говорим и никогда
не сказали? Вспомним притчу Христову об
овцах и козлищах: разве не приходил к нам человек в нужде, и разве мы
не говорили ему "Уйди!"? Человеку нечего было
надеть, но мы ему отвечали: Поношенного у
меня ничего не осталось, а нового, хорошего, я
тебе, конечно, отдать не могу - уйди!.. Не
подходил ли к нам нищий на дороге, и не
отвечали ли мы ему, держа в сумке купленную еду: Я
истратился, не могу тебе дать ничего... Из сумки
мы ничего не вынули, из кошелька ничего не
дали; сказали: Уйди... Или просто, что, может
быть, еще страшнее, нарочно его не увидели,
прошли мимо, скользнули взором, так что он
знал, что мы его видели, но что он для нас не
существует; из бытия прогнали его в небытие...
Бывает, что и вор, и преступник постучится
в нашу дверь: я прямо из тюрьмы, мне нужно
немножко денег, мне надо одеться, чтобы найти работу... И сколько раз
такой человек слышал от мнимого верующего: С
такими, как ты, я не общаюсь, - уйди!..
Сколько раз бывало, что надо было в больнице
посетить больного - но нет! - там можно
заразиться, туда лучше не идти! Пусть он
идет своим путем - а с моей дороги уйдет!..
Так было когда-то, когда в декабрьскую ночь пожилой мужчина, который
вез с собой молодую беременную Мать, стучался во
все двери вифлеемские; ни одна дверь не
открылась: у нас тихо, у нас тепло, мы
собрались семьей - чужой нам не нужен; ищи другого пристанища, уйди в
ту пещеру, в загон, где бедняки держат своего
вола, осла: от нас уйди!..
Сколько раз бывало в жизни каждого - в моей и вашей, - что человек с
горем приходил, когда у нас на душе была весна, и
ему говорилось: Уйди, не отравляй нашу
радость! В нашем доме брак, в нашем доме
именины, в нашем доме ликование - не омрачай этой радости: так мало ее
бывает!.. А бывает, что человек придет в дом
горя, и ему скажут: Уйди! У нас темно, и у
нас горя вдоволь - не прибавляй, чаша полна, через
край переливается - уходи от нас!..
И
так можно было бы образов, примеров дать без конца, не из чужой
жизни - из своей, из моей, из вашей... И так
поступили со Христом; а Спаситель не
сказал ли нам: Что вы сделали одному из малых сих, вы
сделали Мне?.. Значит, мы Ему говорили: Уйди! Ты
нас лишаешь того, что нам дороже Твоего
присутствия и тех, кого Ты так возлюбил, что Ты за
них отдал Свою жизнь, Свою страшную Гефсиманскую
ночь, Свое телесное распятие,
оставленность Богом на кресте; все это мне нипочем: Ты их
так любишь - не я...
Мы
не говорили: "Распни, распни Его", но разве, когда человек умирает
от голода, когда человек истосковался в
одиночестве, когда он брошен, когда ему
места нет среди людей, как Христу не оказалось места даже
умереть в граде Иерусалиме, - разве это не
прикованность ко кресту, не распятость, не
смерть оставленности, медленная, порой горькая смерть,
когда раньше тела умрет вера в человека и вера в
Бога, умрет и погаснет надежда, потускнеет
и умрет любовь...
Вот о чем говорит эта такая привычная нам притча; весь этот рассказ
ведет к тому, что сказано было Христу в момент,
когда Он явил Свое сострадание, и
милосердие, и любовь, и Божественную силу: Уйди, Ты у
нас отнимаешь земное, а небесного нам не нужно...
Вспомним слово Спасителя и опомнимся:
Ищите прежде Царствия Божия - и все приложится;
и именно приложится: не отнимется, но найдет свое
место там, где небо на земле, и будет
тогда полнота. Аминь. |