Митрополит Антоний Сурожский
КАК ПРИНИМАТЬ ДРУГ ДРУГА
Два раза в своих Посланиях Апостол Павел особенно настаивает на том, как мы
должны друг друга принимать. В одном месте он нас призывает быть щедрыми и
любвеобильными в гостеприимстве; потому, - говорит он, -
что многие, оказывая гостеприимство людям,
приняли в свои дома Ангелов... Не в том, может быть, смысле, что Небесные Силы
видимо посетили их дома, а что в лице скромного, незаметного странника к ним
постучался - к нам стучится! - в дверь вестник Божий, человек, который
является иконой страждущего Христа, образом Спасителя, стоящего у нашей двери
и стучащего, и молящего о том, чтобы эти двери раскрылись и чтобы Ему,
бездомному, одинокому, обездоленному был дан приют.
Эти двери - не только вещественные двери наших домов, не только вещественная
кровля наша: должны открыться более сокровенные двери; двери наших сердец
должны широко раскрыться, чтобы человек мог проникнуть в ту глубину, где не
только наша любовь его встретит, но где встретит его любовь Божия,
разливающаяся в наших сердцах; раскрыть должны мы замкнутые наши умы, чтобы
понять, принять человека...
Отверзая так наши двери, мы действительно часто примем Ангелов, вестников
Христовых, которые нам приносят с Неба спасение, призыв к милосердию, к
состраданию, к любви, призыв уметь, как говорит Апостол Павел, "радоваться с
радующимися и плакать с плачущими".
А
в сегодняшнем Послании Апостол Павел нам говорит, что нам надлежит научиться
друг друга принимать так, как нас принял Христос. В другом Послании тот же
Павел изумляется тому, как нас полюбил Господь, какую любовь Он явил нам во
Христе: Едва ли, - говорит он, - в обычной
жизни кто свою душу, свою жизнь положит за друга, а Христос пришел Свою жизнь
отдавать за нас, когда мы еще состояли во вражде с Богом. Он пришел умереть за
врагов, Своих и Божиих, чтобы, видя эту крестную, жертвенную любовь, люди
дрогнули сердцем и раскрылись ответно на любовь...
Так и мы друг друга принимаем; в нашу жизнь входят и через нее проходят
бесчисленные люди; они нам не враги, они нам не друзья, и проходят они
незамеченными: даже не забытыми, а никогда и не увиденными. И проходит
человек, который надеялся на встречу, - и не встретил никого... Мимо него
кто-то прошел, по нему скользнул невидящий взор, не услышан был его голос, и
он ушел, порой, во тьму, в одиночество, в отчаяние...
Приходят и в наш храм люди, никогда здесь не бывавшие; и насколько,
должно быть, им больно видеть, как после того, что вы приложились ко кресту,
друг встречает друга, родной - родного, знакомый - знакомого, как сияют
улыбки, как загорается радость встречи. И как человеку, должно быть, трудно
стоять окруженным чужой радостью, окруженным людьми, которые друг другу свои,
если на него кто-нибудь не взглянет, не увидит, не поприветствует и тоже
сделает своим. А вместе с тем, здесь мы все - свои, мы все - родные, если
только мы Божии, если только мы Христовы.
Не
так мимо нас проходит Христос, не скользит Его взор и не замыкается Его слух:
Его взор останавливается на каждом из нас, проникает в глубины сердца,
встречает нас там, куда вонзилось горе, или там, где блеснула вечная радость.
Научимся и мы друг друга так встречать, как встречал бы нас в этом храме, в
жизни, дома, Христос: зрячим взором, открытым слухом, широко, глубоко
раскрытым сердцем, внимательным умом и волей, желанием, порывом друг друга
принять, утешить, обрадовать, сделать своим, ввести в Царство Божие. И тогда
не нужно нам будет много говорить о том, что оно собой представляет и каково
оно: каждый приходящий к нам, каждый встречающий нас... |
|