Митрополит Антоний Сурожский
БОГАТЫЙ ЮНОША
(Мф.19:16-26)
Не
только боязно бывает, но иногда и опасно проповедовать слово Божие. Потому что
Господь сказал: По словам твоим ты осудишься... Ты будешь судиться, потому
что, если ты проповедуешь Божию правду, если ты ее провозглашаешь и остаешься
праздным, не делая того, что заповедал Господь и о чем ты достаточно знаешь,
чтобы возвещать это другим, - тогда как устоять перед судом Божиим? И это
относится не только к священнику, но ко всякому христианину, который призван
быть свидетелем, Апостолом, нести Божие слово,
Божию правду тем, которые во тьме или в потемках, которым нужен Божий свет,
нужна Божия правда и Божия жизнь.
И
вот сегодняшнее Евангелие встает перед нами так требовательно. Оно начинается
словами, которые можно понять по-разному: "Учитель благий - что сделать, чтобы
наследовать жизнь вечную?" И Господь отвечает: Почему ты называешь Меня
благим? Благ один только Бог... Он не говорит: "Ты ошибаешься". Он не
отрекается от Своего права называться благим, как Бог благ; и поэтому для тех,
у кого есть уши, чтобы слышать, тех, у кого есть сердце, способное уловить
благость Господа Иисуса, превосходящую всякую человеческую благость, всякую
человеческую красоту и правду, это есть свидетельство: Да, ты обращаешься к
своему Богу, и на твой вопрос будет отвечать Бог твой...
И
затем Христос дает нам два указания. Одно - если хочешь получить вечную жизнь,
то соблюдай заповеди. Заповеди Божии - не только правила поведения, хотя тоже
и это; но заповеди Божии, как говорится в одном из псалмов, должны корениться
в самом нашем сердце. Мы должны были бы из самых глубин сердца выполнять
заповеди: не потому, что они как бы заданы нам извне, а потому, что они
достигли нас со всем звучанием правды; не потому, что Бог сказал, а потому,
что всем нашим существом мы ответили: Аминь! Это правда, это жизнь, это путь в
вечную жизнь!..
И
когда мы слышим Христа, говорящего о "заповедях", - где мы по отношению к ним
находимся? Кто из нас может сказать, что он, она были верны каждому слову
этого короткого перечня заповедей, без которых нам не построить жизни? Где мы
стоим? Я, говорящий, и вы, слушающие, потому что такая же ответственность на
слушающем, как и на говорящем!.. Как часто мы думаем, как и этот молодой
человек, - но с каким малым основанием! - что мы стремимся к совершенству; мы
хотим совершенства, не пройдя прежде даже путем заповедей.
Но
Христос говорит ясно: Если хочешь совершенства - отдай все, что имеешь... Мы
можем отдать не только вещественное имущество; у всех нас есть сокровища,
накопленные в уме, и в сердце, и в душе, вещи, которые нам более дороги, чем
что-либо материальное и что составляет наше богатство. Каждый из нас должен
заглянуть внутрь себя и спросить: Что есть такого, что составляет мое
собственное сокровище? Что есть такого,
что я не отдам, даже ради вечной жизни, ради Бога?
Мы
не выражаемся так грубо, но крепко прижимаем к себе то, чем дорожим, и
надеемся, что вступим в Царство Божие, достигнем совершенства и во всей
полноте станем тем, к чему призваны, такими людьми, какими нас возмечтал Бог,
когда создавал нас, - и это не так.
В
Книге Откровения есть место, где говорится: Одно Я имею против тебя - что ты
забыл свою первую любовь... И эта первая любовь для каждого из нас - Живой
Бог, Которого мы называем столькими именами: мы называем Его "Жизнь", мы
называем Его "Полнота", мы называем Его "Радость", мы называем Его всеми
именами, которые указывают, как нам достичь полноты бытия. Иногда мы знаем,
что только в Боге это возможно, иногда воображаем, что можем перерасти самих
себя - так или иначе, это наша первая любовь: вырасти в то величие, какое Бог
для нас возмечтал, в тех людей, какими Он хочет, чтобы мы были. И мы не
следуем заповедям, потому что думаем, что можем достичь этого более простым
путем; и не отдаем всего того, что имеем, то есть единственного, с чем мы не
готовы расстаться, ожидая, что Бог примет и нас, и нашу обузу.
Задумаемся над этим рассказом; это даже не притча, это реально случилось с
одним молодым человеком. Это же случается и с каждым из нас, когда Бог
говорит: Был ли ты верен тому образу жизни, который Я наметил для тебя словами
заповедей, как отмечают путь дорожными указателями? Хочешь достигнуть полноты
- вот тебе отправная точка... И если вы были верными в этом, то поставьте
перед собой другой вопрос: с каким сокровищем я не расстанусь даже и для
вечной жизни?
Юноша услышал слова Христа и отошел печальным. У него были владения земные, а
у нас столько имущества не материального, но которое для нас как обуза, как
цепи, нас сковывающие.
Но
есть в этом рассказе одна черта, которая может дать нам столько надежды:
Христос не осудил этого юношу, Христос отпустил его без слова упрека; то, что
Он сказал, было как зерно, посеянное в ум и сердце этого юноши. Он дал ему
отойти раненным в сердце, озадаченным в уме, с призывом приступить к действию
героическим усилием воли и самоотречения - как Христос сказал: Отвергнись себя
и следуй за Мной... Куда? По путям человеческой жизни - с одной стороны, а с
другой стороны - в полноту вечной жизни.
Когда Христос говорит нам: "Следуй за Мной", Он не зовет нас идти по пугающим
потемкам одинокого пути; Он говорит: Я прошел весь этот путь, Я изведал каждую
его западню - ты можешь идти без страха! Я как добрый пастырь, идущий впереди
своих овец и сам встречающий опасность, так, чтобы овцы были целы...
Все мы сейчас пойдем домой, как этот молодой человек, может быть, опечаленные,
что ни один из нас не смог соблюсти заповеди и отказаться от самого
драгоценного своего обладания. Но помните: мы не уйдем осужденными; в
сегодняшнем чтении нам предложен конечный выбор, и до тех пор, пока мы боремся
на земле, есть еще время. Но не будем обманываться временем: время бежит,
время летит - пусть же не окажется слишком поздно, - повернемся к жизни,
станем всем, чем мы способны быть. И ответ сегодняшнего Евангелия так прост:
"Но кто же может тогда спастись?" - и ответ: Человеку это невозможно его
собственными силами, но Богу все возможно... Это наша надежда: с нами Бог, и
ничто не невозможно нам. Аминь! |
|