Митрополит Антоний Сурожский
ПРИТЧА О СЕЯТЕЛЕ
(Лк 8:5-15)
Во
имя Отца и Сына и Святого Духа.
Есть в Евангелии место, где Христос нам говорит: Блюдитеся убо, како
слышите (Лк 8:18), то есть: обратите внимание на
то, как вы слышите слово, которое до вас
доходит...
Нам всегда кажется, что мы слушаем, понимаем; но вот сегодня перед
нами вновь, может быть, в сотый раз, читалась
притча о сеятеле - и что? Она такая ясная,
такая привычная; казалось бы, нам даже и не
нужно ее вновь слышать, мы могли бы ее повторить,
рассказать, объяснить. Но кто из нас может
сказать, что он ею сколько-то живет? И вот
тут слова Христовы: Наблюдайте, как вы слушаете слово Божие - не
напрасны. Мы слышим и помним; слышим слухом и
помним головной памятью. Но доходит ли это
слово до нашего сердца? А вместе с этим, если не
коснется до сердца живое слово, оно только
прозвучит в нашей мысли и никакого плода
не принесет. Задумаемся над этим.
Есть бесконечное количество Евангельских
отрывков, которые мы так любим, которые так прекрасны, которые мы так
хорошо знаем, которые мы могли бы всякому
рассказать и объяснить. Но не встанут ли
они в какой-нибудь день - в день Судный - упреком перед
нами, не потому что мы их не понимали, а потому
именно, что понимали и все-таки нисколько
не жили ими?
Сегодняшняя притча говорит именно об этом. Есть люди, у кого сердце
глубокое, которое было глубоко вспахано -
страданием и со-страданием, любовью и
горем, до которого дошло сознание страшного одиночества
человека, когда нет Бога в его жизни. И в такое
сердце Божие слово падает, как семя, и
принято бывает, словно доброй землей; глубоко оно
заходит, пускает корни, оживает всем опытом жизни
этого человека, питается всем - и
страданием и радостью; и прорастает, и приносит
плод. Но как мало таких слов принесло плод в
жизни каждого из нас, в моей жизни и,
вероятно, в вашей жизни. Сколько раз мы слышали живое
слово Божие, которое нас всколыхнуло,
взволновало; и через мгновение, еще до
выхода из храма, нас уносит поток пустых мыслей, сплетен,
болтовни - и мы опустошены, ничего не осталось.
От ростка, который мог бы подняться и
принести плод, не осталось ничего, потому что самое
семя унесено ветром, как бурей, унесено чужим
пустым словом - и нашим пустословием... А
иногда удержалось это слово, как будто упало в
трещину того камня, который мы несем в себе,
который мы называем своим сердцем, своим
сознанием. Оно удержалось и начинает всходить; но и тут
недолго ему прожить, потому что корня ему не
пустить в каменное, жестокое, холодное
сердце. И умирает это слово. Как будто поднялось, и
была надежда, что принесет плод - и ничего не
осталось... А бывает и сердце глубокое,
которое может семя принять. И у каждого из нас есть
такое глубокое сердце - только мы даем ему
зачерстветь, охладеть. И приходится жизни,
людям, Богу это сердце как бы молотом дробить, чтобы
хоть трещина образовалась, чтобы под корой
замерзлости, окаменелости проглянула
земля, та плодородная земля, которая может принести плод...
Подумайте о словах Христовых: Блюдитеся убо... - задумайтесь над тем,
как мы слышим: напрасно? себе в суд и в
осуждение? или - в жизнь вечную?..
И
как милосерд Христос! Он нам говорит, что некоторым - дано понять;
некоторым - непонимаемое ими разъясняют, чтобы
они поняли; а некоторым - не надо
разъяснять, потому что если они поймут головой и отвергнут
сердцем - какова будет их ответственность?! Иисус
Христос поясняет: для таких говорится
притчами, чтобы они слушали и не слышали - как бы
от этого холодного, мертвого понимания ума, от
такой мертвой головной веры человек не был
осужден... Притча раскрывается перед нами в меру
нашей открытости и понятливости. А понятливость -
в сердце, не в голове; опытом жизни,
кровью добывается понимание слов Божиих...
Вот подумаем, в течение всей этой недели станем думать о том - кто мы
в этой притче? куда падает зерно? куда падает
слово Христово? В терние, которое его
заглушит, убьет, задушит? на камень, где оно
взрастет и умрет от зноя и сухости? или при
дороге, откуда унесет его ветер и где оно
будет разнесено всеми хищниками жизни? или в сердце
доброе?.. А если сердце наше не таково - поставим
перед собой вопрос, как же этот камень
раздробить, как к жизни вернуть охладевшее
сердце... Аминь. |
|