Митрополит Антоний Сурожский
ПРИТЧА О БОГАТОМ И ЛАЗАРЕ
( Лк 16:19-31)
В
чем грех богатого, в чем правда бедняка? Из сегодняшней притчи может
показаться, что суд Божий определил горькую участь богатому только потому, что
он богат и весел был на земле, и что только как бы в утешение за скорбь на
земле дал бедному Лазарю радость и покой в лоне Авраамовом.
Но
это не так просто; не был виноват человек, что он богат, и не заслуга
человека, что он беден. В Евангелии немало людей состоятельных - в истории
Церкви еще больше, - которые из избытка своего были радостью и благословением
для других, потому что они были милосердны, жалостливы, милостивы. И
много-много знаем мы людей, которые в своем
убожестве делаются горькими, жесткими,
немилосердными даже к тем, кто, подобно им, находится в нужде; не в этом дело.
Не спасет нас бедность, и не погубит нас богатство как таковые.
Но
если посмотреть на эти образы богатого и бедного, которые Христос нам
представляет в таких немногих словах, мы видим человека, который был богат, у
которого было все, и с излишком было, и жизнь его проходила в пирах и в
веселье, а у дверей его лежал нищий. И вот в этих пирах, в этом веселье
никогда, по-видимому, его сердце не смягчалось. Он пользовался всем, что дала
ему жизнь, но не пожалел тех, которые были лишены этого. Радости в нем не
было, а было веселье - потому что радость делится, как тепло и свет, а веселье
остается достоянием человека - его одного и его товарищей по веселью. Он
прожил, не вспомнив ни о том, для чего он живет,
ни о том, как другие живут, а у двери его голодал и скорбел человек.
А
этот человек не тем был духовно богат, что скорбел, а тем, что лежал он, и вся
жизнь его была криком о помощи, о жалости, о милости. И тогда как богатство
застилало в сознании домохозяина самый вопрос о том, для чего он живет, как он
будет умирать и что будет потом, нищий всю жизнь прожил перед лицом этого
вопроса: Зачем? Чего ради? Ради чего эта скорбь, для чего эти страдания? И что
еще будет впереди?..
Один прошел мимо жизни, а другой углубился в существо ее. Один умер незаметно,
и Ангелы Божии унесли его душу в место упокоения; другой умер, и его
торжественно похоронили, положили в гроб, а душа его пустая, уже не могущая
смеяться, не имеющая, чем питаться, потому что питалась она только от земли,
сошла в то место, где такая же пустота...
Не только за то, что он веселился, и не только за то, что он был богат, но за
то, что при всем этом он допустил этот ужас нищего у дверей своих, сошел он в
место страданий, место, где перед судом Божественной любви человек отходит во
тьму.
Мало среди нас богатых и бедных в такой мере, в какой был беден Лазарь
и богат владелец дома, у порога которого Лазарь
голодал всю жизнь; но мы все богаты и
бедны одновременно, и от нас зависит, какими мы
встанем перед Божиим лицом. Обеспеченность,
спокойствие, тишина, нарушаемые только
мелкими бурями, закроют ли наши глаза на то, что у
нашей двери Лазарь умирает с голода - умирает
физически и умирает от голода по милости?
Закроет ли наше благополучие нам глаза на то, что
жизнь имеет глубину, и смысл, и цель, и что мы
устремлены к встрече с Богом, и что эта
встреча будет последним и поистине страшным судом,
если в нас не найдется любви - но чистой,
подлинной любви?.. Не можем ли мы
научиться, когда мы постоянно на все жалуемся, от того Лазаря,
который и голодал и холодал у двери богача?.. Он
нашел себя; его внутрь себя загнали голод
и холод, одиночество и нужда, и в этой
глубине он встал перед Богом. Неужели нам надо так дострадаться до
Бога, как Лазарь? Неужели нужно, чтобы на нас
нашла предельная скорбь, для того чтобы
войти в себя и стать перед лицом человеческой большой,
значительной судьбы?..
Всмотримся в эти два образа. Мы никуда не уйдем от этого суда, потому
что мы слишком много знаем: знаем слишком много о
воле Божией, знаем слишком много о любви
Божией, перед нами расстилается все Евангелие,
как путь или как суд. Кто мы - Лазарь или богач?
И если мы чувствуем в себе богача, уже
тлеющего со страстями своими, - опомнимся теперь,
пока еще живы, пока есть еще какая-то сила в
душе, какая-то сила в теле - опомнимся
теперь и оживем! Аминь. |
|