Митрополит Антоний Сурожский
ПРИТЧА О БЕЗУМНОМ БОГАЧЕ
(Лк. 12, 16-21)
Вы
слышали сегодняшнее Евангелие: человек был богат; и в тот год особенно
благословил его Бог, и его поля принесли богатую жатву. И он, оглядываясь на
свое богатство, подумал: Не хватает у меня места, чтобы все сохранить; сломаю
свои житницы, соберу свое достояние в новые, и тогда я могу упокоиться, тогда
хватит у меня богатства на весь остаток моей жизни; тогда я могу сказать себе:
пей, ешь, веселись... И в нем прозвучал голос Божий: Безумный ты человек!
Разве ты не понимаешь, что в эту самую ночь, когда ты ляжешь отдыхать в
сознании своей полной обеспеченности, когда ты ляжешь отдохнуть в ожидании
нового, тихого, богатого, обеспеченного дня, с тебя потребуется твоя жизнь!
Может быть, придет тихий час смерти; а может быть, и грозный час разбоя, - но
жизнь твоя тебе не принадлежит; в одно мгновение ты можешь ее лишиться; и
тогда - что будет со всем тем, что тебе послал Бог и ты собрал своими трудами?
И кому это останется?
Казалось бы, ответ простой: жене, детям, родственникам, близким... Но не об
этом речь идет; да - это все останется позади, это все останется другим людям,
которые над этим не трудились и которые выронят из своих нетрудовых рук все
это богатство; а тебе что останется от него?..
Какой же ответ мы можем на это дать? Христос говорит: Так бывает со всяким,
кто для себя богатеет, а не делается Богом богат... Так действительно бывает с
каждым из нас; все, что у нас есть: самая жизнь, здоровье, молодость,
достойная старость, крепкие средние годы, работа, призвание, ум, чуткость -
все это может в одно мгновение уйти от нас; и тогда - что? С чем мы войдем в
вечность?
В
вечность может войти только то, что принесло плод любви. Если человек богат
умом, сердцем, материальным достоянием, если все, что у него есть: весь ум,
все сердце, всю крепость тела и души, все свое достояние он употребит на то,
чтобы одних просветить, других утешить, третьих накормить - каждому всеять в
душу хоть зернышко радости, надежды, благодарности, любви, тепла, то, когда он
умрет, за ним пойдет в вечность богатая жатва: не та хлебная жатва, которую он
собрал в житницы и запер от всех, а та жатва, которая приносит плод в
вечности; и богатый плод, какой богатый! Сколько есть рассказов в жизни
святых, как и за одно доброе слово, за одно доброе дело человек был
помилован...
Вот так и мы живем; жизнь нам удается, как этому богатому человеку; и богатеем
ли мы от этого вечным богатством? Сколько нам удалось за жизнь - иногда очень
долгую - посеять в чужих сердцах радости, света, благодарности, надежды - то
есть именно того, что пойдет с нами в вечность? И сколько мы принесли плода от
того, что мы, в свою очередь, еще до этого получили от Самого Бога и от людей?
Нам ведь тоже люди давали ласку, внимание; нам тоже делали добро: что от этого
добра, от ласки, от внимания, от милости, от сострадания осталось в нашей
душе? Осталось ли что-нибудь, что может войти в вечность? Являемся ли мы
богатым полем, которое приносит тем, кто был к нам добр, хорош, благодарность
и ответную любовь и готовность все сделать, чтобы им показать, что не напрасно
нас любили? И так ли мы чувствуем себя по отношению к Богу? Или все дары - и
человеческой любви, и Божеской - в общем, напрасны? Складываем дары,
складываем, складываем их, запираем, пользуемся - и другим ничего: ни слова,
ни взгляда, ни дела, ни сердечной искры благодарения и ласки...
Подумаем над этим; мы можем всю жизнь так прожить напрасно: богатея, получая
от Бога и от людей и все запирая в новые и новые, все большие житницы. А может
быть, мы живем так - или, вернее, можем так зажить, - чтобы все это приносило
плод, плод в чужой любви и нашей благодарности? И тогда, когда придет Господь
и скажет: Ты разрешаешься теперь от земных уз, ты отпускаешься на свободу, из
времени в вечность, из ограниченности в полноту жизни - тогда будет с чем туда
войти; тогда мы войдем, и за нами войдут дела, за нами войдут молитвы, и перед
нами будет шествовать любовь, которую мы родили на земле. Дай Бог, чтобы это
случилось с каждым из нас! Аминь. |
|