Во
имя Отца и Сына и Святого Духа.
В
одном из своих посланий апостол Павел говорит, что Христос, претерпев
испытание и искушение во всем, может помочь тем, которые проходят через
искушения и испытания.
Мы
сейчас еще находимся в свете праздника Богоявления. В Крещении Своем Христос
исполнился Духа Святого в Своем человечестве и был взят в пустыню, чтобы
пройти через испытание и подвергнуться искушению. Три испытания, которым Он
подвергся, были искушениями властью и силой. Думая, что в посте и одиночестве
Христос истощил все Свои человеческие силы, сатана предстал перед Ним и
сказал: если Ты поистине Сын Божий, повели, чтобы эти камни обратились в
хлебы... И затем: если Ты поистине Сын Божий, свергнись вниз с крыши Храма...
И, посрамленный Христом, Сатана говорит снова: если поклонишься мне, я отдам в
Твою власть все царства...
Эти три испытания встают также и перед каждым из нас. После нашего крещения,
когда, сделав выбор, мы встали на сторону Бога и Его путей, отвергнув то, что
чуждо Ему, эти искушения встают перед нами, и не раз, когда по той или иной
причине сила и энергия нарастают в нас, мы чувствуем, что мы полны творческой
энергии и мы могли бы сделать так много! В зависимости от того положения,
которое мы занимаем в жизни, искушения проявляются по-разному, но все они
сводятся к тому, что сатана сказал Христу: не довольно ли Тебе, для
удовлетворения Твоих творческих порывов и Твоих сил, обратить в хлеб все, что
перед Тобой? Все, что Тебя окружает, сделай пищей, насыщайся и не нуждайся ни
в чем. Всю Свою силу отдай на это, и будешь удовлетворен...
И
враг обращается к нам дальше и говорит: ты силен, полон жизни, ты чувствуешь
себя непобедимым, - давай, докажи не только себе, но и всем, на что ты
способен... Он не берет нас на крышу храма, но он говорит: кинься в пучину
жизни! Кинься во всякую пропасть, разверзающуюся перед тобой, и люди увидят,
что то, что другие не способны сделать - ты способен...
А
когда мы отвергнем и это, он говорит: разве ты не власти ищешь? Стань на мою
сторону, и я отдам в твои руки всех моих рабов, всех, над кем я имею
господство, и будь их царем... Враг имеет господство над многими: над всеми,
кто поддался двум первым соблазнам, над всеми, кто поддался жадности, страху,
ненависти; всех их враг обещает отдать нам в рабство.
И
эти три соблазна Христос отвергает. Он отказывается от них в Себе Самом, за
Себя, но и за нас: чтобы мы не соблазнялись обращать в пищу себе все, что
вокруг нас, и не искали насыщения на земле; чтобы мы не кичились своей
властью, и силой, и величием, которые есть иллюзия и пустота; и не стремились
поработить себе никого, ибо закон, принесенный Богом - закон любви. Отпусти
пленников на свободу, напитай голодного; будь кротким, будь слугой, каким был
Христос.
Но
это было первое испытание - соблазн силы; позже Христос снова претерпит
искушение; в конце Своего служения, когда Он уже восходит в Иерусалим,
навстречу Своей смерти на кресте, Он говорит Своим ученикам, к чему они должны
быть готовы, что их ожидает. И Петр, который за мгновение до того, по дару
Божию, сказал, что он и другие ученики узнали в Нем воплощенного Сына Божия,
говорит Ему: Будь милосерд к Себе! Не навлекай на Себя такого страдания...
Здесь - искушение слабостью, боязнью поражения, с этим соблазном мы
встречаемся так часто, когда чувствуем, что силы наши истощаются, что цель
слишком велика, что мы в такой мере призваны уподобиться Христу - и мы не
можем, и никогда не сможем: не отступиться ли? зачем стараться достичь
невозможного?.. В этот момент Господь обернулся к Петру и сказал: Отойди от
Меня, сатана! Прочь с Моего пути,- ты стал на сторону противника.
Так должны и мы сказать, помня, что Бог во Христе победил и обещал нам дать не
нашу силу, чтобы совершить невероятное, а Свою силу, когда Он сказал Павлу:
Достаточно тебе благодати Моей, сила Моя совершается, пролагает себе путь в
слабости... Не будем, поэтому, бояться своей слабости и хрупкости - мы можем
полагаться на Божию помощь, если только обратимся к Нему.
Первые слова Христа, когда Он вышел на служение, были: Покайтесь, Царство
Божие близко!.. "Покайся» не значит «плачься о своей греховности"; это значит:
измени свой строй мыслей, поверни лицо свое к Богу, смотри в направлении жизни
и не бойся проходить через мрак долины смерти, потому что Я с тобой. Обернись
к Богу и иди. Царство Божие близко, потому что достаточно открыть врата своего
сердца, открыть Ему наш ум, дать Ему войти в нашу жизнь, и тогда Его сила, Его
могущество польются в нас, сильнее сатаны, сильнее мира, сильнее всякого
уныния, сильнее нашей собственной слабости.
Поэтому примем, услышим эту весть Христа, Который, будучи испытан во всем,
может помочь и нам во всем; и пойдем с новым мужеством, новой решимостью,
снова и снова отдавая себя со всей преданностью в руки Божии, пойдем к жизни,
той жизни, которую Бог обещал нам с избытком, если только мы изберем путь
жизни, а не путь смерти. Аминь.