Вход Господень в Иерусалим - один из самых трагических
праздников, который нам приходится пережить. В нем, как будто, все двоится.
Есть ряд событий очевидных, которые обращают на себя внимание, и есть какая-то
глубина этих событий, которая почти неприметна и уже носит на себе печать
Страстей Господних.
Внешне - торжество. Господь въезжает в Иерусалим, как царь,
на Нем исполняется пророчество: Ликуй от радости, дщерь Иерусалима, Царь
твой грядет к тебе... кроткий, сидящий на ослице . Он окружен учениками; народ, который в течение последних недель
видел проявляющуюся в Нем славу Божию, встречает Его ликующе. Невзирая на
негодование первосвященников, фарисеев, книжников, на сопротивление
политических вождей, люди встречают Его с восторгом, постилают на Его пути
пальмовые ветви, снимают с себя одежду, чтобы Он прошел по ней. Кричат:
Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне!... И казалось бы, это торжественное шествие; казалось бы, мы можем
ликовать вместе с народом. Но когда мы вдумываемся в события последующих дней,
мы видим какое-то трагическое недоразумение, потому что это торжество, эта
радость народная непонятным, как будто, образом через несколько дней
превращается в ярость, в ненависть толпы, которая перед Пилатом будет кричать:
«Распни, распни Его! Не Его - Варавву нам отдай!..»
Понять это можно только так, мне кажется. Как бы глубже
слоем, чем внешнее торжество, это событие несет печать глубинного
недоразумения. Встречают Христа как царя, ожидают в Нем политического вождя.
До сих пор Он скрывался, теперь Он открыто въезжает в город со Своими
учениками. И люди думают, что приближается время, когда Он возьмет в Свои руки
судьбы Израиля, когда настанет время политической, государственной и
общественной независимости еврейского народа, когда наступит время возмездия
язычникам, мести Израиля, когда он воцарится, восторжествует. Народ ожидает,
что кончается время его унижения и начинается слава - последняя, победная
слава Израиля.
А Христос вступает в Иерусалим как кроткий Царь, Царство
Которого не от мира сего. Он пришел принести это Царство в сердца
человеческие, Он пришел установить новое Царство, от которого страшно
становится человеческому сердцу, потому что оно - Царство совершенной,
самоотверженной любви, самоотречения, Царство изгнанничества ради правды и
ради истины, Царство, которое всецело в человеческих сердцах и определяется
пока только тем, что в чьих-то сердцах - немногочисленных или многих -
единственным Царем является Господь Бог. Люди ожидали от Него земной победы,
обеспеченности, покоя, устойчивости; Христос им предлагает оторваться от
земли, стать бездомными странниками, проповедниками этого Царства, которое и
самому человеку бывает так страшно...
И вот, эти люди, которые недавно встречали Его с таким
торжеством, восстают на Него с таким негодованием и ненавистью, непримиримой
ненавистью, потому что Он обманул все их надежды. Жить без надежды человек
едва ли может; но воспламениться надеждой, когда она уже угасла - и увидеть
эту надежду поруганной порой бывает невыносимо. И тот, кто явился причиной
такого поругания, падения последней надежды, едва ли может надеяться на
милость человеческую. Это и случилось со Христом. |