Митрополит Антоний Сурожский
О БОГАТОМ и ЛАЗАРЕ
(Лк.16: 19-31)
(публикуется впервые)
Во
имя Отца и Сына и Святого Духа.
Притча, которую мы сегодня слышали, так нам привычна, что мы часто не
замечаем, как непосредственно она относится к нам. Мы все очень богаты,
чрезвычайно богаты; если сравнить нас с людьми, живущими в разных других
частях света, то материально мы так богаты, что должно бы быть нам стыдно, что
мы не уделяем большего на нужды других. А духовно — богаты духовной свободой,
правом слышать о Боге, веровать в Него, поклоняться Ему; всеми возможностями
ума и сердца мы так богаты. И вместе с этим мы так печально похожи на
богатого, о котором сегодняшняя притча нам повествовала. Всё у нас есть — а
как мало крупиц падает с нашего стола на долю тех, которые действительно
обездолены. Обездолены материально, обездолены душевно, обездолены духовно,
нищи во всех отношениях. А вместе с тем, это люди, которых Бог любит не
меньше, чем нас, люди, которых Он создал ласковой Своей любовью, чтобы дать им
всё. Но увы, как говорилось еще встарь в России: неурожай -
от Бога, но голод — от людей...
И
вот, мы находимся в том же положении, как этот богатый человек: неужели только
крупицы посыплются с нашего стола на долю других? Неужели мы проживем в
довольстве, в благополучии, нас погребут — и всё; тогда как душа,
изголодавшаяся по Боге, изголодавшаяся по полноте жизни, будет вознесена к
престолу Господню? Ведь так ярко сказано сегодня в Евангелии: умер Лазарь —
ангелы его душу отнесли к престолу Божию; тело же, больное, изголодавшееся,
всё в струпьях — да, его погребли. Но это тело освободило душу к полноте
жизни, и душа вознеслась к Престолу Господню. Умер и богатый; и его погребли
торжественно, со славой, опустили его тело в ту землю, к которой он был так
привязан, в ту землю, которой он принадлежал — потому что он не принадлежал ни
небу, ни людям, а только этой земле; в нем ничего не было другого.
И
вот, он оказался лицом к лицу с вечностью, как каждый из нас окажется с
вечностью, с Живым Богом и с правдой вечной лицом к лицу. Он увидел Лазаря и
увидел свою теперешнюю обездоленность; и он так привык властвовать над
бедняком Лазарем, что обратился к Аврааму с призывом послать этого Лазаря,
несчастного, обездоленного на земле, обратно на землю, послужить его братьям:
У меня братья еще остались в живых в доме отчем — пошли Лазаря; пусть сначала
он омочит палец в студеной воде, чтобы меня облегчить — меня, который никогда
о нём не вспомнил, никогда ничего
для него не сделал; но на то он и Лазарь, чтобы служить мне, богатому! И потом
пошли его обратно на землю, чтобы он предупредил моих братьев о том ужасе,
который их ожидает, если они на земле не опомнятся... И что же ответил Авраам?
У них пророки, у них Моисей; у них закон, у них те свидетели вечности, которые
с начала истории провозглашали Божию правду: пусть они их послушают... — Нет!
Если из мертвых кто восстанет, они, может быть поверят; старым письменам,
книгам, пророкам, закону они не верят больше...
Не
относится ли это к нам? Как часто мы тоскуем о том, чтобы услышать какое-то
новое слово от Бога, новое откровение; как часто мы обращаемся друг ко другу и
говорим: «Какова же воля Божия обо мне в тех обстоятельствах, в которых я
сейчас нахожусь?» И ответ должен был бы нам прийти тот же самый, который
пришел богачу: У вас всё — Ветхий
Завет с законом и пророками; и сверх того свидетели Христовы из Нового Завета;
и, кроме того, то именно, о чем ты просишь: воскресший нам дал заповедь,
Воскресший Христос нас уже научил, как
жить... Прислушайтесь к тому, что Он уже сказал, исполните то, что уже
Он поведал. И только тогда, когда раскроется ваш
ум и сердце путем исполнения заповедей евангельских, тогда в глубинах этого
очищенного, просвещенного сердца непосредственно вы услышите Божий голос,
говорящий вам, как поступить теперь. Но начать надо с исполнения того, что
уже заповедано, и не просить новой
заповеди для того, чтобы избежать исполнения давно известного и давно
забытого. Вдохновимся, поэтому, из сегодняшнего чтения, к тому, чтобы
вслушаться в евангельское слово, исполнить заповедь Господню; и тогда в
нашем сердце, без посредства Лазаря или пророков
или кого-то еще прозвучит слово Святого Духа. Аминь. |
|